"Проект Манхэттан" (Manhattan project) можно считать эталонным еврогеймом. Во-первых, она проста в освоении, во-вторых, прекрасно сбалансирована (это распространяется даже на преимущество первого хода, потому что каждый последующий игрок получит бонус) и, в-третьих, стильно оформлена.
О чем же эта игра?
Конечно, исходя из названия, о разработке ядерных бомб и эпохе "Холодной войны". Но не пугайтесь, вам не нужно будет никого убивать и все игроки дойдут до конца.
Я слышал много претензий по поводу того, что тематика игры выбрана весьма специфическая и что от смены тематики игровой процесс ни капли бы не изменился. Но, черт побери, разве это оформление правил и игрового поля не восхитительно?! Все эти иллюстрации в духе агитплакатов с лозунгами вроде "Выполним пятилетку в 4 года!" или "Болтать - врагу помогать!" и изображения счастливых лиц рабочих обогатительных заводов и летчиков, с улыбкой несущих ядерные бомбы в недрах своих самолетов. На мой взгляд, эта ирония и атмосфера являются только плюсом игры.
Но вернемся к самому процессу. Каждый из игроков представляет собой руководителя сверхдержавы, которому просто необходимо сделать свою страну №1 в мире. Как же это осуществить? Создать как можно больше ядерных бомб и по возможности провести их испытания. Бомбы различаются требованиями к производству, типом начинки (уран или плутоний) и, естественно, количеством получаемых победных очков. Для их производства вам придется добывать и перерабатывать руду. А для этого вам понадобятся рабочие, инженеры и ученые. Здесь начинается самое интересное.
Каждый игрок со старта обладает четырьмя простыми рабочими, которые могут выполнять простые действия и обучаться на инженеров или ученых. Инженеры позволяют быстрее добывать руду и строить некоторые здания бесплатно, а ученые необходимы для переработки этой руды и производства бомб. В каждом раунде любому из игроков предоставляется совершить одно из двух действий: "разместить рабочих" или "убрать рабочих". Если игрок решает разместить, то он может поставить одного любого рабочего на общее игровое поле и неограниченное количество рабочих на свое собственное. Уже исходя из этого мы понимаем, что гораздо выгоднее ставить рабочих на свой планшет. Но для этого вам понадобится построить много зданий, что потребует затрат денег и производственных ресурсов. И, естественно, все было бы слишком просто, если бы не было никаких других препятствий. А именно - шпионажа и бомбардировок.
На общем игровом поле есть соответствующие места, заняв которые игрок может покуситься на собственность соперника. Шпионаж позволяет размещать своих работников в чужие здания, экономя на постройке собственных и занимая наиболее выгодные предприятия. А поле авиаударов позволяет совершать бомбардировки, размещая маркеры повреждений на выбранных вами зданиях противника. Поврежденными зданиями нельзя пользоваться, а их ремонт обойдется владельцу в копеечку. Рабочие при этом возвращаются в руку к владельцу, они успешно пережили бомбардировку в бункере. Но бомбить просто так тоже нельзя - для начала вам придется полностью уничтожить вражеские истребители, потратив свои. Истребители размениваются один к одному. То есть для уничтожения 3х чужих самолетов вам понадобится 3 своих. При игре с несколькими игроками зачастую это может подставить вам самих под удар следующего игрока, что нагнетает обстановку и вы по-настоящему ощущаете себя политиком той эпохи, с опаской поглядывающего на соседей и их авиацию. На этой системе и строится большая часть стратегии, но есть и другие особенности.
Например, все игроки ограничены 4 фигурками чернорабочих, инженеров и ученых. Однако, есть еще по 4 фигурки нейтральных, серых работников, которыми может воспользоваться любой из игроков. И здесь есть некая тонкость игры, потому как игрок вправе размещать любых рабочих, которыми обладает, однако если его соперник выберет действие "убрать рабочих", то он уберет как своих, так и всех серых, номинально принадлежащих другому игроку, рабочих, тем самым освободив места для остальных участников игры.
Так же, как я упоминал, между бомбами есть различие не только в стоимости и прямо пропорциональном ей количестве победных очков, но и в начинке. Плутониевые бомбы отличаются от урановых тем, что их можно взрывать. Вернее взрыв можно произвести только один, да и тот тестовый. При взрыве бомбы вы теряете ее карточку вместе со всеми победными очками, которые она вам приносила. Зато взамен получаете жетон тестового взрыва, который принесет вам немного дополнительных очков (первый игрок, который проведет испытания, получит наибольшее количество очков, каждый последующий меньше) и, самое главное, бонус - отныне каждая ваша плутониевая бомба будет приносить вам больше победных очков. Количество получаемых ДО и ПОСЛЕ испытания очков указано на самих карточках бомб. Некоторые бомбы, таким образом, могут принести двойную пользу.
Все эти нюансы делают игровой процесс глубоким, но не сложным.
Итоги
Плюсами игры являются:
- Языконезависимость.
- Быстрота игрового процесса (в среднем партия занимает 1 час).
- Адаптивность. В эту игру легко начать играть и втянуться.
- У нее прекрасное оформление и она переведена на русский язык.
- Отличный баланс.
А недостаток у не, по сути, только один:
- Тематика игры. Потому что не всем по душе заниматься разработкой ядерного оружия.
К похожим играм можно отнести любые еврогеймы, основанные на расстановке "миплов"-рабочих и, как ни странно, Airlines Europe, есть у них что-то схожее в механике действий.