Большие разборки в Маленьком Мире. Обзор настольной игры Small World.

Apr 12, 2014 16:46

На эту игру написано множество обзоров и рецензий. Мне будет трудно сказать что-то новое, поэтому я попробую объединить все те моменты, на которые делают упор авторы различных рецензий и переосмыслить их. Итак, что такое этот "Маленький Мир"?

"Маленький Мир" (Small World) это настольная стратегия, рассчитанная на двух-пяти участников. Разработал ее бельгиец Филипп Киартс (Philippe Keyaerts) и в 2009 году игра была выпущена компанией Days of Wonder. За эти годы игра получила множество положительных оценок и наград. И есть за что.



Особенности
Пожалуй, первое, что отмечает любой, взявший в руки коробку с "Маленьким Миром" это ее оформление. Красочная коробка как яркий конфетный фантик, так и манит ее открыть. Художник постарался на славу - сказочные народцы: эльфы, гномы, великаны и прочие выглядят комично и вызывают улыбку. Всё прорисовано очень детально, так что первое время хочется просто всё разглядеть. При этом не возникает чувства, что игра сделана для детей. Дизайн идеально балансирует на грани, чтобы нравится и взрослым, и детям. Компоненты игры так же выполнены с душой из очень плотного картона, а коробка содержит в себе пластиковый органайзер под игровые фишки и жетоны. Вот это забота об игроках!

Сама игра представляет собой борьбу множества народцев за выживание в этом по-настоящему маленьком мире. Каждый участник выбирает себе понравившейся ему народ и ведет его к процветанию, заселяя поля, холмы, леса и горы. За каждый регион, населенный вашим народцем, вы получаете победные очки, выполненные в виде монет. Больше регионов - больше очков. И вот здесь вступает в игру дух соперничества.
Дело в том, что чем меньше участников в игре, тем меньше карта. Поэтому ко второму-третьему ходу все свободные территории будут уже заняты и вы начнете засматриваться на земли соседей. Тем более что все народцы отличаются друг от друга. Люди получают дополнительные победные очки за заселенные поля, гномы добывают "золото" в шахтах, а маги прекрасно себя чувствуют рядом с волшебными кристаллами. Игровой баланс строится на комбинации особых свойств расы и количества жетонов отрядов, которыми они обладают. Мирные расы малочисленны, но получают высокий прирост очков, воинственные же, наоборот, бонусов к победным очкам не имеют, зато достаточно сильны, чтобы лишить их более слабых соседей, хе-хе.


Но и это еще не все. Для того, чтобы игра не приелась и не наскучила после пятой-шестой партии, ее автор придумал оригинальную механику, позволяющую каждый раз играть новыми народцами. Сделал он это гениально и просто - помимо карточек рас в игре есть еще и карточки особых свойств. Карточки свойств точно так же обладают двумя параметрами - еще одной особенностью и количеством жетонов отрядов, добавляемых к тем, что уже есть у игрока.
Каждую игру свойства и расы перемешиваются и случайным образом соединяются, образуя новый народец, имеющий численность, равную сумме количества жетонов обеих карт, и обладающий двумя особыми талантами. Так на свет появляются забавные комбинации вроде дипломатичных орков, водоплавающих людей и воинствующих эльфов.




Игровой процесс очень прост. Для того, чтобы захватить любой регион вы должны поместить на него 2 жетона вашего народца. Эти регионы должны быть смежными. А если в регионе есть жетоны укреплений или чужих народцев, на каждый чужой жетон вы должны добавить еще 1 свой. Таким образом, ваших нападающих отрядов всегда должно быть на  2 больше, чем у защитника. Для контроля территории и получения за нее очков необходим 1 отряд, все остальные отряды свободны для новых завоеваний. Вот и вся арифметика.

А где же кубик, где же долгое стратегическое планирование, подведение осадных машин и штурм укреплений? - спросите вы. Ничего этого в игре нет. Но оно здесь и не нужно!
Единственный момент, когда вы берете в руки кубик, это когда у вас на руках остается минимум свободных жетонов, и вы уже не можете ничего захватить. В этом случае игра позволяет бросить кости и, если повезет, получить от одного до трех "виртуальных" подразделений для захвата еще одного региона. Так же кубик используется особенностью берзерк, но это уже нюансы. В остальном же игра построена по принципу шашек - захватили чужую клетку, съели чужой жетон.
В определенный момент у вас на руках может не оказаться свободных жетонов отрядов - либо все они будут населять ваши территории, либо будут сброшены в коробку жертвами нападений соседей. Для этого в игре предусмотрена возможность оставить бразды правления этой расой, сделав ее угасающей, и выбрать себе новую, продолжив игру. При этом вы будете продолжать получать победные очки как за новую, так и за старую расу пока она жива. На все про все у вас ограниченное количество ходов, зависящее от числа участников.




Пожалуй, наиболее важным стратегическим действием в "Маленьком Мире" является не столько просчет наиболее выгодных для захвата территорий, сколько выбор сильнейшей в данных и конкретных условиях комбинации расы и особенности, а так же своевременное их угасание.

Эта оригинальная механика делает игру очень динамичной и сбалансированной. Ведь чем больше земель вы заселите, тем меньше у вас будет свободных отрядов как для завоевания новых территорий, так и для защиты старых. И ваша великая цивилизация неминуемо повторит историю древнего Рима, будучи поглощенной более мелкими, но активными народцами.

Предшественник
Я не случайно привожу в пример древний Рим. Дело в том, что "Маленький Мир" является продуктом творческой переработки настольной игры "Vinci" того же автора. По сути "Vinci" это и есть "Маленький Мир" в стилистике игр серии "Цивилизация", с римлянами, гуннами и прочими народами античности. В визуальном плане от "Vinci" "Маленький Мир" унаследовал разве что символ разрушенной колонны, изображенный на жетонах угасающей расы. Не считая небольших изменений в механике, дизайн стал главным различием этих двух игр.



Вместо кругового счетчика очков вокруг игрового поля в "Маленьком Мире" победные монетки, номинал которых сокрыт от остальных игроков, до последнего момента не выявляя победителя. Вместо цветных пластиковых фишек красивые жетоны народцев с приятными картинками. Да и сама тематика фентези более популярна. Тем более, что с ее помощью гораздо легче объяснить почему один народец может атаковать любой регион на карте, а другой каким-то таинственным образом ассимилирует чужие жетоны, превращая их в свои. Это же магия!

Дополнения
К игре "Small World" выпущено множество дополнений. Некоторые из них были выпущены ограниченным тиражом, поэтому выделим несколько основных и доступных для игры видов дополнений.

Первый вид это несколько наборов, добавляющих в игру новые расы и свойства. Таких наборов три: "Крутые дамочки" (Grand dames of Small World), "Проклятые!" (Cursed!) и "Не бойтесь.." (Be not afraid..). Каждый из них содержит несколько новых рас и свойств, а так же соответствующие жетоны. К последнему, "Не бойтесь..", добавлен еще и органайзер, сделанный для того, чтобы вместить в себя жетоны всех этих трех дополнений.




Второй вид представлен дополнением "Сказания и легенды" (Tales and legends), добавляющим в игру карты событий. Каждый ход с верха колоды тянется карта события, оказывающая влияние на текущий раунд. При этом все игроки видят какое событие будет ждать их на следующий ход и могут заранее продумать свою стратегию, стараясь извлечь максимальную выгоду из грядущих катаклизмов. Колода событий для очередной партии собирается на усмотрение самих игроков. Хотите больше трудностей и лишений - пожалуйста, хотите тишины и спокойствия - да на здоровье. Впрочем, может быть, кому-то по душе хаос из случайностей, почему нет?



События могут начислять дополнительные победные очки или запрещать ведение боевых действий на определенных типах территорий, увеличивать боевые параметры народцев или просто потребовать от всех игроков перевернуть все свои монетки и выявить потенциального победителя на этот ход, чтобы оказать на него соответствующее влияние в последующих.

К третьем виду я отнесу дополнение, позволяющее полностью изменить карту мира. Это дополнение "Королевства" или Realms в английском варианте. Дополнение включает в себя гексы и половинки гексов территорий, позволяя создавать карту мира самому. Так же оно включает в себя буклет с готовыми сценариями и советами по созданию сбалансированных карт. Вы можете создать мир, состоящий из нескольких островов, соединенных порталами или разделить игровое поле огромной рекой, сделав конфликты более локальными.




Помимо этого в набор входит несколько жетонов особых свойств местности, например, Ржавый Трон. Игрок, который будет контролировать регион с ржавым троном каждый ход будет взимать дань с народцев, проживающих в соседних с троном регионов. Это делает игру еще более интересной.




Существует еще "Маленький Мир. Подземелья" (Small World Underground), стоящая несколько особнячком и по сути являющаяся отдельной игрой и вариацией на тему оригинального "Маленького Мира" с другим набором рас и особенностей. Как следует из названия, разборки за территорию в этой игре происходят в подземельях Маленького Мира. Помимо новых рас, включающих темных эльфов, лизардменов, арахнидов и прочих жутковатых существ, в этой игре есть еще особые места и реликвии. Действуют они по принципу Ржавого Трона из вышеописанного дополнения "Королевства", то есть наделяют особыми свойствами тот народец, который в данный момент их контролирует.




При желании "Подземелья" и оригинальную игру можно объединить, используя жетоны тоннелей, добавленных в тех же "Королевствах". Шесть пар тоннелей объединят два мира, открыв новые просторы для тактики и позволив присоединиться к игре еще одному игроку, увеличив количество участников до шести.




Но если у вас нет желания покупать и "Подзмелья", и "Королевства", а шестого друга позвать хочется, специально для вас Days of Wonder выпустили дополнение с добрым названием "Места (не) хватит на шестерых", включающее в себя двустороннюю карту для шести игроков. На одной стороне изображен мир надземный, а на другой стороне подземелья, чтобы вы могли дополнить любую из доступных вам базовых версий игры. Так же в этом дополнении идут особые правила для игры вшестером: игра идет двумя командами по три игрока в каждой. Каждый из них действует и зарабатывает победные монеты отдельно. Победа присуждается команде, набравшей наибольшее количество победных очков. При этом очки команды - это не сумма очков её членов, а меньшее из них!



Итоги
Итак, подведем итоги, и отметим достоинства "Маленького мира":
  • Прекрасное оформление. Small World это очень приятная глазу красочная игра.
  • Очень простые и доступные правила, тем не менее, имеющие глубину и не дающие скучать даже опытным игрокам.
  • Относительно небольшое время партии. Игра в среднем занимает 1,5 часа.
  • Огромная реиграбельность. Каждую партию вы получаете новые комбинации игровых рас, а дополнения позволяют еще больше разнообразить игру.
  • Оригинальная механика, практически не использующая кубик, а значит лишенная случайностей, связанных с неудачными бросками.
  • В эту игру могут играть и дети, и взрослые. Это еврогейм, поэтому никто не выйдет из игры раньше и до конца дойдут все.
  • Игра дружелюбна к новичкам. С нее хорошо начинать знакомство с миром настольных игр.
  • Игра языконезависима. Не смотря на то, что игра не переведена на русский язык, на игровом поле и жетонах нет текстов на иностранных языках, а все свойства народцев изображены схематичными рисунками.
Теперь перечислим недостатки:
  • Это игра базируется на соперничестве. Если вы очень болезненно относитесь к тому, что на вас будут нападать остальные участники, вам лучше выбрать что-то более мирное.
  • Простота правил. Для многих хардкор-геймеров это действительно минус. Не хотим простоты, хотим часами создавать крейсеры и уничтожать вражеские войска, бросая горсти кубов! Извините, но это не тот жанр.
  • Требуется провести несколько партий, чтобы изучить все свойства народцев. Как следствие, опытные игроки имеют преимущество перед новичками. Этим грешат многие настольные игры, но, тем не менее, некоторые считают это минусом "Маленького Мира".
Как видите, недостатки этой игры весьма специфичны, и положительные стороны их явно перевешивают. Это и сделало "Small World" известной и популярной во всем мире. Присоединяйтесь к поклонникам "Маленького Мира" и вы!

boardgames

Previous post Next post
Up