9/10
На мой взгляд, прежде чем говорить о фильме "Джанго Освобожденный" Квентина Тарантино, нужно вспомнить его предыдущий фильм "Бесславные ублюдки". Потому что в "Джанго" Таратино постарался избавиться от всех двусмысленностей, которые породили множество перебранок вокруг "Бесславных ублюдков".
Во-первых, тематика угнетенных, восставших против угнетателей явно вышла на первый план. Во-вторых, Джанго, в отличии от "ублюдков", стал настоящим протагонистом. "Бесславные ублюдки" были эдакими недотепами, которых всегда раскусывали и опережали на один шаг. Вспомнить хотя бы их последнюю операцию, когда "ублюдки" предстают в образе итальянских кинематографистов. Их итальянский был настолько ужасен, что весь план был обречен на провал с первой же минуты. На их фоне Джанго предстает нам в образе рыцаря без страха и упрека - сильный, смелый и умный. И, наконец, если "ублюдками", по большому счету, движет насилие ради насилия, то у Джанго есть благородная цель - спасение своей возлюбленной.
При этом в "Джанго" очень хорошо представлено разделение на хороших и плохих. Режиссер демонстрирует нам, что не все чернокожие являются невинными жертвами и не все белые конченными сволочами. Таким образом "зло" не имеет привязки к цвету кожи. Изящным решением Тарантино так же решает вопрос о превосходстве белых ввиду их более высокой культуры и образованности, что обычно является одним из главных аргументов в расистских спорах. Доктор Шульц, освободитель Джанго, предстает нам эксцентричным, но интеллигентным человеком. С первых минут фильма он демонстрирует свою порядочность и законопослушность - даже в перестрелке с двумя братьями-работорговцами он оставляет одного из них в живых, второго убив "при свидетелях" и "исключительно в целях самообороны", ведь тот наставил на него ружье. В этом же эпизоде он выплачивает деньги за покупку Джанго и лошади для него, не забывая оформить соответствующий документ - купчую, хотя мог получить все совершенно бесплатно, по праву сильного.
Но наиболее ярко этот персонаж раскрывается в сцене с Ди Каприо, в роли крупного рабовладельца Кэлвина Кэнди. Кэлвин обыгрывает Шульца и Джанго в их же игре, но любезно прощает их, как победитель и как джентльмен, при условии, что доктор пожмет ему руку. Но за время, проведенное на плантации Кэндилэнд, доктор Шульц насмотрелся достаточно зверств над рабами и в моральном выборе между жизнью и совестью он выбирает совесть. Сильным жестом он показывает, что культура Кэнди всего лишь поверхностные знания, которыми он обязан деньгам своих родителей и труду чернокожих рабов. Думаю для большинства зрителей этого фильма, так же, как и для мистера Кэнди, было шоком, что автор "Трех мушкетеров", Александр Дюма-отец, чьи книги имелись в библиотеке рабовладельца, сам был на четверть негром.
Так же в "Джанго" прекрасно решен вопрос о невинных жертвах со стороны протагонистов. Все, кто так или иначе, погиб от рук Джанго и доктора Шульца были злодеями или их соучастниками. Хорошим примером, вызвавшим множество споров, может послужить смерть сестры Кэлвина Кэнди. Не смотря на кажущуюся доброту, когда она заступается за Брумхильду, требуя спрятать ее исполосованную плетьми спину во время ужина, мы можем описать этот персонаж как весьма недалекую женщину, ведущую исключительно светский образ жизни. И даже ее резкое заступничество трактуется прежде всего как нарушение культурных норм и столового этикета, нежели как сочувствие к рабыне. Ведь в повседневности она занимается отбором красивых негритянок для утех белых людей, на что неоднократно ставит акцент режиссер.
Фильм буквально испещрен такими мелочами, которые делают картину цельной и наполненной смыслом. Помимо этого фильм "Джанго" отличается потрясающим саундтреком и неизменным Тарантиновским юмором. А моя ностальгия по боевикам из 90'ых с пафосными фразами и стрельбой позволяет накинуть фильму еще один балл.
"Джанго освобожденный" - прекрасная режиссерская работа во всех аспектах. Музыка, сценарий, картинка - все на высшем уровне. Думаю, для того, чтобы окончательно раскрыть тему угнетенных, режиссеру осталось только снять фильм про животных, восставших против мясников. Я уже даже представляю как это могло бы выглядеть в исполнении Тарантино.