Чайна Мьевиль, Вокзал потерянных снов

Jan 20, 2013 13:22




Чайна Мьевиль один из самых многообещающих фантастов современности. "Вокзал потерянных снов" - его вторая книга, она вышла в 2000 году и собрала множество наград и премий. Творчество Чайны отличается глубиной и осмысленностью. В его книгах сознательно переплетены фентези, мистика, научная фантастика и хоррор. При этом его манера писать разительно отличается от шаблонных канонов. Сам Мьевиль говорит, что его тошнит от "утешительного фэнтези". По его мнению, главная задача хорошей книги - умение бросать вызов, ниспровергать и подвергать сомнению.

Книга "Вокзал потерянных снов" написана в избранном автором жанре стимпанк. Но стимпанк в ней, на мой взгляд, весьма условный. Он не играет главенствующей роли, не задает тон и акценты. Он служит лишь антуражем, подчеркивая важность социальных и нравственных вопросов, заданных сюжетом книги. Стимпанк сейчас весьма популярен, и множество людей влюблены в визуальное оформление этого жанра - конгломерата из дерева, меди, линз и множества шестеренок. Но зачастую книги, написанные в этом жанре, на поверку оказываются обычными детективами, боевиками или фентези, вписанными в соответствующий стимпанку антураж. Если сравнивать книги Мьевиля с произведениями этого же жанра других авторов, например отечественного Панова, то различия будут огромны.
Стимпанк Мьевиля мрачен. Начиная от описания города, полного грязи, неразрешенных проблем, социальной необеспеченности, беззакония и труб огромных фабрик, наполняющих густым черным дыбом и без того грязное небо, и заканчивая сюжетной линией, которая не принесет хэппи энда, не раскроет ответов на вопросы и оставит читателя в размышлениях перед выбором между большим и меньшим злом. Сразу становится понятно, какое из двух слов, образующих название жанра, является для автора основополагающим.

Действие книги разворачивается в мегаполисе Нью-Кробюзон, который населен представителями множества рас, мутантами и киборгами-переделанными. Этот мегаполис своего рода Вавилон - город, в котором все тесно переплетено и все взаимосвязано, где действие каждой его составляющей может привести к глобальным последствиям. Это роман о городе, как о живом организме, о том, как город безжалостно поглощает и перемалывает людей.

Сюжет книги посвящен проблеме нравственного выбора, борьбе эго и супер-эго, вопросам о том, кто такой человек, что он может сделать и где проходит грань дозволенного. Так же хорошо прослеживается тематика сновидений, тайных и несбывшихся желаний. Вдобавок все произведение окутано дымкой сюрреализма, смазывающего границы сна и яви.

Больше всего в книге меня поразило большое количество сюжетных линий и деталей. Поначалу многие из них воспринимаются лишь как часть не несущего смысловой нагрузки описания. Но потом все эти нюансы активно вклиниваются в сюжет, переворачивая его с ног на голову. Так что все ружья, что висят на стенах, обязательно выстрелят. Понравилось и то, как автор красиво оперирует словами, подбирая меткие определения и составляя сложные, но красивые предложения. Начало книги читается довольно тяжело, но к середине действие набирает обороты и начинаешь глотать страницы одну за одной. Из-за постоянного добавления все новых и новых сюжетных течений, основная линия постоянно изменяется, оставляя читателя в напряжении и не давая ему заскучать.

Если вы любите хорошую, вдумчивую фантастику, если вы поклонник творчества Гибсона, Стерлинга или Лавкрафта, обязательно ознакомтесь с "Вокзалом потерянных снов", возможно, вы найдете в нем то, чего вам так давно не хватало.

Книги

Previous post Next post
Up