Давно мечтал написать что-то серьезное о компьютерных играх. Не то, чтобы меня заботили лавры Номада или желание развиваться в сфере игровой журналистики, а так просто, чтобы поделиться эмоциями. Помнится, еще летом я говорил друзьям, о том, что хотел бы сделать грандиозную серию постов про мои любимые игры. Даже был составлен соответствующий список. Но вот только времени на то, чтобы сесть и написать свои переживания по поводу каждой из них у меня так и не нашлось. Может быть я еще займусь этим в будущем, благо писать о Fall0ut'ах и прочих культовых массовых играх я изначально не планировал, а не раскрученных хитов и просто любимых игр у меня не так уж и много. А сегодня я хочу поведать вам о двух играх, которые занимают меня все свободное время. Это партийная олдскул РПГ Legend of Grimrock от финской студии Almost Human и космическая 4Х стратегия Endless Space от французской Amplitude Studios. Как вы, наверное, уже догадались, обе эти игры вышли из под пера независимых издателей, другими словами это инди игры. Про обе эти игры уже написано не мало хвалебных отзывов и рецензий, но это не мешает мне написать о них еще несколько теплых слов.
Legend of Grimrock
Отзывы об этой игре я видел и на имэйджбордах, и на AG, но времени, чтобы скачать ее и поиграть не было. Появилось оно благодаря steam'у. В один из дней рождественской распродажи я просматривал игры со скидками и среди разного барахла обнаружил там Legend of Grimrock. Досталась она мне за какие-то смехотворные 75 рублей. Почти неделю она так и висела у меня даже не скачанной со steam, но потом руки все же дошли. Когда за что-то заплатил деньги, то так или иначе хотя бы запустишь это. Тем более, что при каждом входе в steam она мозолила мне глаза. И вот, как-то вечером, после работы, я окунулся в мир Темной Горы. Сказать, что я залип, значит не сказать ничего. Я бродил по подземельям, периодически поглядывая на часы и уговаривая себя "сейчас, еще одну комнату, и спать, завтра на работу". Комната за комнатой, потом еще несколько, вот и переход на новый уровень, а тут и левел ап для персонажей. В итоге спать я лег далеко за полночь.
Легенда Темной Горы это партийная ролевая игра от первого лица с боями в реальном времени, выполненная в духе старой школы. Тем, кто помнит, что такое Wizardry, Might & Magic и им подобные игры объяснять больше ничего не надо. Сюжет игры довольно прост - Темная Гора это тюрьма, на верх которой выгружают четверых скованных одной цепью заключенных. Если приговоренные смогут совместно пройти через все ужасы подземелий и выйти наружу живыми, значит такова воля всевышнего и им будет дарована жизнь и свобода. Соответственно, игровой процесс представляет собой блуждания по лабиринтам, полным секретов, ловушек и монстров. Свой отряд из четырех персонажей можно укомплектовать по собственному желанию, выбрав каждому по одной из четырех рас и по одному из трех классов, а можно довольствоваться уже созданным по умолчанию отрядом. Что я и сделал, решив не вдаваться в подробности различных параметров и умений, а освоиться на практике. В итоге под мое командование попало два воина - человек и минотавр, маг и воровка. Скупое обучение рассказывает только о том, какими клавишами осуществляется передвижение и как управлять отрядом. Дальше полагайся на собственную интуицию.
Отряд состоит из двух рядов по два персонажа - первый ряд встречает неприятеля в штыки, а второй ряд поддерживает "стенку" магией и дистанционным оружием. При этом второй ряд может быть атакован только оружием, наносящим урон по площади, например магическими огненными шарами, либо если враг атакует с флангов или дистанционно.
Основная фишка игры - ее сложность. Здесь нет вездесущих подсказок "сюда ходи, туда не ходи", никто не собирается с тобой сюсюкаться и водить по игре за ручку. У тебя есть голова на плечах и save/load. Хочешь жить - умей вертеться. Поэтому постигать особенности мира Темной Горы приходится как в жизни, по наитию. Для того, чтобы перейти на следующий уровень подземелья придется пройти через множество комнат, попутно разрешив множество задач. Придется искать ключи от запертых дверей и выбивать их же из монстров. Но это самое простое, что можно придумать. Legend of Grimrock подбрасывает задачки посерьезнее: здесь есть и старые добрые плиты, активирующиеся нажатием, и сложные системы порталов, и проваливающиеся полы, и совсем уж хитроумные головоломки, над которыми придется как следует пошевелить мозгами. Очень рекомендую пользоваться при этом бумагой и ручкой.
Плиты можно активировать, ставя на них разные предметы, а если эти плиты находятся вне досягаемости, то нажимать их с помощью метко брошенного камня или выпущенной стрелы. При попадании в тупик имеет смысл обыскивать каждую стену в поисках скрытого механизма.
В игре так же отлично проработана система зельеварения и магии. Зелья варятся по принципу работы Хорадримского куба из Diablo 2. В ступку бросается несколько ингредиентов, на выходе получается что-то совершенно непредсказуемое. То же самое и с магией, заклинания колдуются активацией одной или нескольких из девяти рун. Рецепты зелий и заклинаний можно найти в подземельях, но никто не запрещает подбирать их вручную. Правда, для заклинаний, помимо верной комбинации символов, еще потребуется определенный уровень владения магией у персонажа. Но, пройдя игру один раз, можно развиваться и кастовать мощные заклинания уже без всяких свитков, просто заучив или записав необходимую информацию.
По началу в игре есть даже небольшие зачатки survival'а - отряду придется постоянно бороться с голодом, запасаться вечно тухнущими в самый ответственный момент факелами и искать безопасные места для ночлега. Примечательно, что в игре нет даже паузы при просмотре карты или во время сна отряда. Отряд может быть атакован в любой момент. Но, постепенно, с развитием персонажей, еды становится вдоволь - любую гигантскую улитку можно превратить в питательный обед несколькими взмахами меча, а проблема с освещением в подземельях решается щелчком пальцев мага. Но при этом чем ниже в подземелья вы спускаетесь, тем сложнее становятся загадки.
Итог: Legend of Grmrock стала для меня настоящей находкой, игрой, которая захватывает и не отпускает, заставляя работать головой и развивать рефлексы, уворачиваясь от очередного удара огромного каменного молота огра. В ней удачно сплетены действие и логические задачки. Она не зубодробительно хардкорна, но и не излишне лояльна к игроку. Эта игра - просто лакомство для эстетов.
Endless Space
Я бы никогда так быстро не добрался до Legend of Grimrock, если бы не Endless Space. Именно из-за нее я оказался в нужное время в steam'е. Свою первую партию за ней я провел в пиратской версии с корявым фанатским переводом. Уже тогда она меня затянула своей глубиной и прекрасным оформлением. Но самым главным в ней оказался эффект упрямства. Первая игра закончилась моим проигрышем. Я поставил сложность ниже средней и начал заново. Но и вторая попытка привела меня к поражению. За ней была еще и третья, а может быть даже и четвертая попытки. И только после этих мучительных начинаний я одержал свою первую победу. О, каков был ее вкус!
Endless Space это пошаговая 4Х (explore - expand - exploit - exterminate) стратегия в лучших традициях Sid Meier's Civilization и Master of Orion. В ней вам придется взять на себя управление одной из фракций и по возможности привести ее к победе и процветанию. Игра максимально настраиваема, в ней можно изменить не только уровень сложности компьютерных оппонентов и победные условия, но и карту галактики. Фактически вселенную можно сотворить по собственным выкройкам. Вы можете настроить тип галактики - спиральный, дисковый, эллиптический и т.д., указать ее возраст, от которого будут зависеть типы планет, которые в ней появятся, выставить количество звездных систем и вручную настроить сбалансированность полезных ископаемых на планетах. Или воспользоваться готовыми пресетами и фактору случайности. Так же можно выбрать одну из существующих фракций или создать свою собственную на основе имеющихся. В игре присутствует шкала перков, которые отражают особенности вашей цивилизации и приобретаются за очки, так что от оригинальных рас ваша собственная может унаследовать один только дизайн кораблей и 1 расовую особенность. Все остальное - ваша фантазия.
Поскольку Endless Space 4Х стратегия, то в ней доступно несколько вариантов победы: вы можете колонизировать большую часть вселенной, добиться научной или экономической победы. Можете пойти войной на противников, сокрушив их родные миры или же одержать дипломатическую победу, не пролив ни капли крови. Как вы уже поняли, помимо военных действий в игре присутствует торговля, дипломатия и научные исследования. Несмотря на кажущуюся сложность, Endless Space показалась мне даже более доступной, чем та же Цивилизация. В игре существует 4 основных вида ресурсов: еда, производство, наука и Пыль. Еда отвечает за прирост населения. Поначалу это самый важный фактор развития империи, ведь чем больше людей на планете, тем больше она производит ресурсов. Производство необходимо для постройки улучшений системы - аналогов зданий из Цивилизации, и космических кораблей. Наука отвечает за скорость развития новых технологий, а Пыль это межгалактическая валюта, которая служит для ускорения производства, найма героев, улучшения кораблей и прочего, прочего, прочего. Помимо 4х видов основных ресурсов существуют еще стратегические ресурсы, необходимые для определенных построек, и предметы роскоши. Так же есть шкалы настроения и уровня налогов - все, как положено.
Но помимо приятной графики и хорошей проработанности Бесконечный Космос (или Космос Вечных, т.к. Endless это еще и недоступная для игры древняя раса, развившаяся до невероятных пределов и в один миг уничтожившая себя в гражданской войне, оставив после себя массу артефактов) берет еще рядом преимуществ. Во-первых, она посвящена космосу. Здесь есть и червоточины, и газовые гиганты, и красные карлики. Есть несколько типов перемещения кораблей по галактике: до открытия технологии, позволяющей двигаться через червоточины, ваши корабли ограничены так называемыми струнами - линиями, связывающими одну систему с другой. А после открытия гипердрайва корабли смогут свободно двигаться сквозь открытый космос, игнорируя и струны, и червоточины. Космические баталии сопровождаются ревом ракет, вспышками лазеров и треском силовых щитов. Бои можно проводить как в обычном окне, дозволив компьютеру самому подсчитать результаты или раздав приказы по собственном желанию, так и перейдя на экран сражения, насладясь зрелищной перестрелкой флотилий. Правда от частых боев это надоедает, но я все равно периодически туда заглядываю, чтобы насладиться своим военным превосходством или чтобы провести сложную битву.
Второе преимущество Endless Space это как раз бои. Да, в ней нельзя управлять каждым отдельным кораблем и выстраивать формации. Зато, в отличии от Цивилизации или, скажем, Warlock, в ней можно повлиять на исход боя, раздав кораблям приказы. Бои в Endless Space происходит в реальном времени и поделены на фазы, соответствующие дистанции до вражеского флота: дальнюю, среднюю и ближнюю. В каждую из фаз вы можете сыграть один из множества приказов, улучшив свое положение или ухудшив положение врага. Все приказы поделены на типы: оборона, нападение, саботаж, инженерия и тактика. Один тип приказа перебивает другой, как в камень-ножницы-бумага. Но при этом каждый из приказов, не зависимо от типа, дает существенные бонусы. Например, вы можете получить +25% к урону из всех своих орудий, снизив эффективность обороны на 20%, или же усилить защиту от одного из типов оружия на 40%, снизив собственный урон на 20%, или отремонтировать 20% хит пойнтов, или просто снизить точность стрельбы врага на 15%. Всегда есть из чего выбрать, ведь приказы частенько придется подстраивать под ситуацию.
Еще одной из особенностей боев, и игры в целом, является ручное конструирование кораблей. В представленные в игре корабельные модули вы можете добавлять разные виды оружия, брони, устанавливать модули вторжения, разведки и авторемонта, прокачивать двигатели и устанавливать конечную стоимость корабля - чем больше в нем начинки и чем она лучше, тем дороже корабль. Только от вас зависит каким будет ваш флот.
Третьим и, пожалуй, решающим достоинством Endless Space является ее оформление. У нее просто потрясающий саундтрек и шикарные рисованные работы. Я аплодирую композитору и художникам. Портреты героев, загрузочные и победные экраны - все сделано на пять баллов! Вы только посмотрите на этих представителей фракций Пилигримов и Объединенной Империи - не напоминают ли они вам гуманистов Атрейдесов и холодных и расчетливых Харконенов из незабвенной Дюны Фрэнка Герберта?
Как вам прекрасная пиратка и ящероподобный представитель не играбельной расы plocynos?
А этот экран поражения? Это же просто шедевр!
Итог: Французы выложились на 100%. Многое в игре не ново, но хорошо скомбинировано, переработано и подано в лучшем виде. Она обладает огромной реиграбельностью. А если учесть, что они просто таки стахановскими темпами продолжают издавать к ней дополнения и поощряют покупку игры, которая стоила на распродаже 160 рублей, возможностью принимать участие в выборе различных аспектов дальнейшего развития игры, то ей просто нет равных. Я давно не видел подобной любви и заботы к собственному детищу. Для меня это однозначно одна из лучших игр 2012 года.
Если вы сомневаетесь в своем владении английским языком, спешу вас порадовать, что в steam'е продается полностью локализированная игра с литературным переводом.