Дома у меня со времён преподавания в школе хранится амбарная книга с записями "в поддержку". Она почти вся в конспектах и вклеенных вырезках из газет. Я её начала вести в 1993 году. Стажу педагогическому было больше десяти лет, работа моя мне нравилась, но временами очень недоставало практических советов. Не методических: с чего начать урок, как выстроить систему вопросов по книге, а человеческих. В общем, как оставаться человеком, когда не хватает сил им оставаться. Когда, например, все в учительской жалуются на твой класс, когда Денис или Наташа пропустили столько уроков, что им грозит неаттестация, или когда Ольга в очередной раз напилась из-за невзаимной любви.
Поддержку я находила в учительской дружбе - у меня были коллеги, которые любили детей и школу, а ещё в газете.
Редактором "Первого сентября" был тогда Симон Львович Соловейчик, и газета выходила три раза в неделю. Каждый номер начинался словами: "Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики!" Представляете, как важно прочитать это, когда, например, ты только что узнала, что тебя вызывают к директору, потому что твой 11 класс в очередной раз сорвал урок физики!
В "Первом сентября" были маленькие газеты в газете. Особенно я любила "Родительскую газету" с её постоянной рубрикой "Что делать, если...". Я полосочки с этими советами вырезала и вклеивала в отдельную тетрадь. Перечислить вам некоторые "что делать"?
Например, если
"...слова и поступки ребёнка кажутся вам обидными",
"...завтра в школу",
"...ребёнок не может решить задачу",
"...вы вернулись с родительского собрания в плохом настроении",
"...ребёнок устроил сцену",
"...жизнь стала серой, будничной, однообразной".
Внизу первой полосы газеты всегда был один какой-нибудь важный совет. Если успевала, я эти советы выписывала в амбарную книгу и, пока выписывала, думала.
"Немногие учителя любят учиться, но что поделать - нужно. особенно важно учиться педагогу с пятнадцатилетним стажем. К этому времени учитель иногда выгорает. и ему нужен новый импульс. Используйте любую возможность поучиться".
"Учите детей старательно, но не слишком настойчиво. Никто из нас не может знать, во благо ребёнку наше учение или во вред".
"Учитесь говорить просто, побеждайте косноязычие наших учебников. Подготовиться к уроку - значит придумать, как всё сказать детям проще, чем в учебнике".
"Пусть всё кругом плохо, но вот ваш класс. Закройте дверь за собой и попытайтесь создать для детей другой, более человечный мир, как это делает художник на своей картине".
"Сегодня у вас в классе мир, а завтра отношения испортились. не затягивайте ссору, загладьте свою вину, простите детей. Учителю нельзя быть злопамятным".
Ещё у меня в этой амбарной книге отрывки из моих любимых детских сочинений (я некоторые цитировала по тегу "Я - это"), строчки из стихотворений, которые понравились, из интервью.
Вот, например,что ещё выписала. Евгения Долгинова (очень я эту журналистку любила читать) рассказывает, как они с друзьями пытались определить ключевое качество в самоощущении педагога: "Интеллигентность? ум? внутренняя сила? убедительность? любовь?" "На всё находились возражения из практики, пока кто-то не сказал: лёгкое дыхание. Лёгкое дыхание? Весьма поэтично. А если летишь сломя голову, час прождал автобус? А ты не лети. опоздай лучше. Сохранишь дыхание и успеешь победно улыбнуться. И на этот странный аргумент возражений ни у кого не нашлось".
Сейчас листаю эту свою книгу "для учёта всего": она страшная, многие страницы пожелтели от клея, скукожились. Но пока не выброшу. Разве она только для учителя? Она для меня как человека вообще)))
P.S.Оказывается в "Чистых прудах" отдельной книгой вышли "Советы газеты". Как замечательно!
https://shop.1september.ru/tag/28/