"Опыт боевых действий танков КВ показал, что имеются уязвимые места..."
Приводимые ниже выдержки из документов позволят ответить на вопрос о примерном сроке появления на танках КВ предохранительных броневых планок для защиты погона башни.
4 августа 1941 года на Кировский завод был отправлено следующее сопроводительное письмо:
"Директору Кировского завода т. Зальцману
Опыт боевых действий танков КВ показал, что имеются уязвимые места, которые судя по попаданиям снарядов, даже м/калиберных, хорошо известны противнику.
По приказанию Члена Военного Совета С.З.Фронта тов. Штыкова направляю Вам материал по танку КВ от ст. пом. начальника 2 отд. в/инженером 2 ранга тов. Ивановым и бригадиром Вашего завода Колычева.
Прошу немедленно изготовить дополнительную экранировку предохраняющую от заклинивания башни и маски пушки и выслать для установки имеющиеся танки КВ. По остальным вопросам прошу через тов. Иванова поставить меня в известность о принятых Вами мерах для доклада Военному Совету фронта.
Зам. начальника УАБТВ СЗФ
полковник Требушный"
Сам "материал" представляет собой перечень из 15 пунктов о трудностях эксплуатации и недостатках конструкции танков КВ. По каждому пункту танкистами даны предложения по исправлению недостатков. В приведенной ниже выписке из пояснительной записки военинженера 2 ранга Иванова приведена информация о опрошенных танкистах и недостатках, требующих немедленного устранения.
"Заместителю Начальника
УАБТВ СЗФронта
Докладываю, что поездкой, по Вашему приказанию, в 5 ТП мною собран материал по недостаткам танка КВ выявленным в непосредственной боевой работе.
Материал собран в беседе с экипажами и командным составом с проверкой и осмотром всего на танках, участвовавших в боях в районе Шимска...
...Основные сведения по недостаткам даны командиром роты лейтенантом Кубаревым Г.Н. (о нем в скором времени будет отдельный пост - IAM). Дополнительно свои замечания давали: ст. мех. водитель - ст. сержант Шляпин, ст. мех. водитель - ст. сержант Жураховский, командир орудия - ст. сержант Кулаков и другие товарищи.
Отмеченные недостатки и замечания являются не только мнением этих отдельных товарищей, но отмечаются всеми из состава экипажей.
Основные вопросы, требующие немедленного решения:
1. Устранение заклинивания башни и маски пушки, т.к. танк перестает владеть огневой мощью.
Срочного разрешения одновременно требуют защита от артогня ствола пушки и прибор наблюдения радисту - как обеспечивающие повышение огневой мощи.
2. Улучшение условий работы экипажа - установка вентилятора.
Замечания по недостаткам, несколько обработанные и дополненные мною при сем прилагаю.
Военинженер 2 ранга
Иванов"
Первым пунктом в перечне значится устранение заклинивания башни танка от попаданий снарядов в зазор между верхним и нижним погонами. Предложение по устранению звучит так: "Броневой защитный пояс, устанавливаемый на подбашенном листе в передней части танка - установить по всему подбашенному листу (кругом). Или удлинением экрана вниз прикрыть погоны башни".
Судя по вышеизложенной информации, по состоянию на начало августа 1941 года предохранительные планки уже устанавливали со стороны лобовой части корпуса. С бортов их еще не было. Это, в общем, подтверждается снимками экранированного КВ-1 №32. Снимки танка подписывались как Новгород и танк мог быть из состава 5-го танкового полка.
Таким образом, можно вполне обоснованно предполагать, что бортовые предохранительные планки были введены примерно с середины первой декады августа 1941 года. Разнообразие их формы может объяснятся изготовлением из любых подходящих по размеру кусков броневой стали. Ближе к середине августа 1941 года бортовые предохранительные планки были заменены на бортовые экраны (по два с каждой стороны танка), которые, кроме погона башни, прикрывали с бортов еще и отделение управления танка.