Большой Сабск, 8 - 9 августа 1941 года

Feb 11, 2018 16:09

     Ознакомился тут с некоторыми главами относительно свежей 2017 года выпуска книжки Базуева под названием "Зиновий Колобанов. Время танковых засад". Оглавление книги и список источников, которые использовал автор для её написания, можно посмотреть в отзыве ув. zhur_from_rkka ( ссылка).

В книге речь идет не только о действиях танковой роты Колобанова в боях под Красногвардейском, так как печатных знаков по этой сравнительно узкой теме для полновесной книги автору не хватало ввиду не "обнародования" кем-нибудь большого массива наших и немецких документов. Поэтому пришлось окучивать и бои, которые вели танкисты 1-й Краснознаменной танковой дивизии и не только, на дальних и ближних подступах к Ленинграду, а также в Карелии.

Ниже разберем как автор описывает события 8 - 9 августа 1941 года в районе немецкого плацдарма на реке Луга около поселка Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области.



На снимке для привлечения внимания изображен экранированный танк КВ-1 № 39, на кормовом листе корпуса которого видна надпись - Panzer Russki bei Sabsk Luga-Bruckenkoff 13.8.41.

     Итак, в книжке 2017 года выпуска (читать книгу Зиновий Колобанов. Время танковых засад) нам рассказывается о том как командир немецкой 1-й ТД применил "военную хитрость" 8 августа 1941 года - начал наступать без артподготовки штурмовыми группами и быстро прорвал оборону частей оборонявшейся перед плацдармом 90-й стрелковой дивизии. Дальше в прорыв ввел туеву хучу немецких БТРов (около 100 штук "по мнению автора" и еще 25 танков) и разгромил 90-ю СД, взяв Ганьково. После чего 90-я СД, вся разбитая, разрозненными подразделения начала отход аж на Сиверскую.

О участии советских танков в боях 8 августа в книге Базуева нет ничего. Они появляется только 9 августа - 12 танков КВ с экипажами из рабочих ленинградских заводов в гражданской одежде безжалостно уничтожаются немцами в ходе отражения неудачной контратаки.
     Все эти КВ были из "...учебного полка ЛКБТКУКС, этим и объясняется, наличие в экипажах рабочих. Личный состав данного танкового подразделения в основном состоял из командиров - преподавателей танковых курсов, и рабочих ленинградских заводов".

Совершенно очевидно, что источником вдохновения для Базуева стали книга Рольфа Штовеса выпуска 1961 года и потолок. На сайт "Память народа" автор похоже даже не заглядывал, хотя в списке источников он присутствует.
     А если бы заглянул, то обнаружил бы там просто огромное количество документов частей 90-й стрелковой дивизии за нужный период с помощью которых в 2017 году изложить историю прорыва немцев сабского плацдарма можно было существенно более подробно и правильно.

Так что придется привести данные с сайта "Память народа" мне. Заодно, я думаю, получится дополнить и описание этих же событий в книге выпуска 2011 года "Иной 1941. От границы до Ленинграда" от ув. dr_guillotin.

Для начала приведу схему боевого порядка 90-й стрелковой дивизии и приданных частей по состоянию на конец июля 1941 года (кликабельно). К 8 августа расположение частей осталось практически неизменным.




Основным вероятным направлением немецкого наступления с плацдарма командование 90-й СД считало направление на Слепино со стороны Редкино вдоль дороги Большой Сабск - Молосковицы и со стороны Карташево на стыке обороны ЛПКУ и 286-го стрелкового полка 90-й СД. Это направление было хорошо прикрыто полевой фортификацией, минными заграждениями и противотанковыми пушками (две батареи дивизиона ПТО 90-й СД и полтора дивизиона приданного 94-го ПТАПа), а также огнем гаубичной артиллерии (два дивизиона 122 мм и один дивизион 152 мм гаубиц). Стрелковым батальонам 286-го СП были приданы 5 танков Т-26 из полка ЛКБТКУКС.

Все эти приготовления, видимо, не остались незамеченными и, немцы выбрали другое танкодоступное направление - проселочную дорогу Язвище - Пелеши - Ганьково, которая располагалась в середине боевого порядка собственно частей 90-й стрелковой дивизии.

Прикрывал эту дорогу фактически один батальон 173-го стрелкового полка с неизвестным количеством ПТО в боевых порядках. С южного берега речки Пеледа этот батальон мог поддержать один дивизион 94-го ПТАПа.
     В глубине обороны на этом направлении располагался резерв командира 90-й СД - еще один батальон 173-го СП и танки полка ЛКБТКУКС (три Т-50, девять БТ-7, четыре средних БА).

В 10 часов 8 августа (здесь и далее - время московское) после артиллерийской подготовки немцы перешли в наступление в полосе от речки Пеледа до реки Луга. Сразу скажу, что с помощью мощной артиллерийской поддержки (к 17.00 только 152 мм снарядов было выпущено больше 1000 штук) ЛПКУ и 282-й стрелковый полк в течении дня 8 августа, в общем, удержали свои позиции. Врагу удалось потеснить только левый фланг 282-го СП на 300 - 400 метров.
     Батальон же 173-го СП под ударами двух немецких пехотных батальонов удержать свой фронт не сумел и, понеся большие потери, начал отход на северо-восток.

К 12 часам немцы овладели районом деревни Пелеши (между Язвище и Пелешами примерно 3 км с небольшим по дороге) и здесь встретились с подошедшими танками полка ЛКБТКУКС.



К сожалению, танки полка ЛКБТКУКС были применены разрознено и без поддержки артиллерийским огнем.
     В 13 часов лично начальником штаба 90-й СД полковником Вехиным против вошедших в Пелеши немецких танков был брошен в атаку взвод танков Т-50. Один танк еще на подходе к деревне был подбит и сгорел, а два других танка прорвались вглубь немецкой обороны и пропали без вести.
     В 14 часов в атаку на Пелеши пошли 9 танков БТ-7, видимо, с подошедшим резервным батальоном 173-го СП. Эта атака также закончилась неудачей. 6 танков БТ были подбиты и сгорели на подходах к деревне. Кроме того, немцы сожгли и два средних БА, которые огнем с места прикрывали отходящую пехоту 173-го СП.

Далее немцы перешли в наступление и к 23 часам 8 августа овладели районом Ганьково с помощью подошедшего 1-го батальона 113-го пехотного полка. Как можно заметить, на преодоление 4,5 км дороги от Пелешей до Ганьково у них ушло больше 8 часов.
     Причиной тому, вероятно, было упорное сопротивление частей, которые имелись у в распоряжении командования 90-й СД в районе Ганьково (разведывательный и саперный батальоны, рота 275-го пульбата + несколько орудий 94-го ПТАПа).

А вот организовать артиллерийский обстрел прорвавшегося противника гаубичными дивизионами 149-го ГАП похоже не удалось, т.к. согласно донесениям дивизионов этого полка, всю вторую половину дня 8 августа они продолжали обстреливать цели в районе Язвище.

Ниже на карте коряво обозначил успехи немцев к исходу дня 8 августа 1941 года.




Следует также заметить, что, очень возможно, о захвате неприятелем Ганьково командование 90-й СД в ночь на 9 августа еще не знало, т.к. ночью по дороге Извоз - Ганьково были отправлены автомашины в 96-й артполк. В 3.00 9 августа они беспрепятственно достигли Ганьково, где были обстреляны из пулеметов и их пришлось бросить.

В своей книге ув. Алексей Исаев пишет, что Извозом и мостом через Вруду немцы овладели в ночь на 9 августа. Но я в ЖБД 1-й немецкой ТД что то слово Nacht не углядел. Вероятно плохо смотрел.

Полковник Вехин в своем боевом распоряжении пишет, что противник ротой танков с ротой пехоты "...с рассветом вышел в Извоз, где и был остановлен". В ЖБД 1-й ТД также говорится об одной усиленной роте 113-го пехотного полка.
     Таким образом, получается, что большой успех с захватом неповрежденного моста в Извозе был достигнут совсем незначительными силами. Похоже оборона дороги от Ганьково ночью организована не была, хотя силы для этого у командования 90-й СД имелись, в т.ч. значительное количество орудий ПТО.

Утром 9 августа никаких атак немецкими БТРами вдоль шоссе на юг не произошло. Немцы всю первую половину дня накапливали силы в Извозе и активности не проявляли. Лишь во второй половине дня немцы начали продвижение по шоссе и к 15.00 вышли к деревни Слепино.

Это позволило спасти гаубичные дивизионы 90-й СД, которые без потерь ушли через мост в Вязке на северный берег Вруды. Стрелковым батальонам 286-го СП, которые не получили вовремя приказ на отход, пришлось прорываться, а приданные им орудия 94-го ПТАПа, скорее всего, достались немцам. 5 танков Т-26 из полка ЛКБТКУКС, приданные этому полку, были подбиты в боях 8 - 9 августа.

Такая вот история вскрытия немецкого плацдарма под Сабском по документам 90-й стрелковой дивизии, которые имелись в 2017 году на сайте "Память народа", вырисовывается. Вскорости её можно будет дополнить с помощью новой порции документов с этого сайта.



Теперь вернемся к 12 танкам КВ из книги Штовеса. Ниже сам фрагмент:
     "Der Gegner, in Erkenntnis der sich für ihn ostw.Ssabsk entwickelnden Gefahr, warf am 9.8.1941 alle verfügbaren Reserven in den Kampf. Darunter immer wieder Rudel fabrikneuer Panzer, die von Arbeitern der Leningrader Kirow-Werke in Zivil in den Kampf gefahren wurden. Aber wieder blieben 12 überschwere feindliche Kampfwagen brennend liegen und wurden gesprengt".

И его перевод от ув. zhur_from_rkka:
     "Противник, осознав угрозу, нависшую над ним к востоку от Сабска, 09.08.1941 бросил в бой все имевшиеся у него резервы, в том числе уже который раз массу новых, только что с завода, танков, которые вели в бой рабочие Кировского завода в гражданском. Но в очередной раз 12 сверхтяжелых вражеских боевых машин остановились, пылая, и были подорваны".

Этот текст из книги Штовеса уже разбирался в декабре 2013 года на форуме РККА (ссылка). И тогда я высказывал предположение, что в книге Штовеса имеет место накладка событий 9 августа с более поздними боями с нашей 1-й Краснознаменной танковой дивизией. Его можно здесь лишь повторить.

Никаких резервов, к сожалению, у командующего Кингисеппским участком обороны утром 8 августа 1941 года еще не было. Лишь в середине дня после получения информации о начале немецких атак в резерв был выведен лишь один батальон из 4-й ДНО. Его и перебросили днем 9 августа в помощь 90-й СД. Уже потом с фронта под Кингисеппом сняли всю 4-ю ДНО, но было уже поздно.

Так что получается, что в подписи на кормовом листе экранированного танка КВ-1 №39, которую мы видим на начальном фото, следует больше ориентироваться на дату, а не на топоним.

ЛКБТКУКС, 1 ТД, Т-50, Лужский рубеж, КВ-1

Previous post Next post
Up