О некоторых особенностях конструкции корпусов танков КВ-1 производства ЧКЗ

Feb 01, 2018 14:19

     В процессе изучения обломка кормы танка КВ-1 (фотографии здесь), который нашли осенью 2017 года в деревни Васильевщина Новгородской области, возникли вопросы по срокам внедрения изменений в конструкцию корпусов челябинских танков КВ-1.



Ниже обозначу эти вопросы с помощью фотографий из статьи Олега Рожкова и Бориса Жулина «КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"» на ресурсе DishModels.ru (статья). Статья эта хотя и опубликована 12 лет назад, но, как говорится, актуальности не утратила.

     Известно, что для Ленинградского Кировского завода корпуса танков КВ поставлял Ижорский завод. Он же весной - летом 1941 года отправлял корпуса и в Челябинск, а также комплекты бронедеталей для челябинского завода №78, который осуществлял их сборку на месте.



Нижняя часть НКД (нижняя кормовая деталь) корпуса Ижорского завода была «...сфрезерована заподлицо с поверхностью днища и не выступает за границы бортовых листов». На снимке выше видим нижнюю часть кормового листа корпуса танка КВ-2 с зав. № Б-4744 из ЦМВС. Его номер корпуса, к сожалению, неизвестен, но у ближайшего известного мне танка КВ-2 с зав. № Б-4748 номер корпуса был 58241.

По довоенным планам к 1 июля 1941 года изготовление корпусных бронедеталей, если верно понял информацию из книги Максима Коломийца по танкам КВ-1 выпуска 2017 года, должен был освоить челябинский завод №78 (с ноября 1941 года танковое производство - завод №200), но из-за разнообразных трудностей сумел (?) освоить только к ноябрю 1941 года (в июле сдал 3 из ижорских деталей, в октябре - 6, в ноябре - 18, в декабре - 31).

С 1 июля 1941 года Постановлением ГКО № 2сс «О производстве танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе» для увеличения производства корпусов танков КВ привлекли Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ). Однако первые 5 корпусов танков КВ этот завод сумел отправить на ЧТЗ только в конце августа 1941 года (в сентябре сдал 40 + 5 комплектов бронедеталей для завода №78, в октябре - 140, в ноябре - 185, в декабре - 235).



Самым ранним из сохранившихся до наших дней танков КВ производства Челябинского Кировского завода является танк КВ-1 с зав. № 43666 из ЦМВС. Его корпус, вероятно, был произведен на УЗТМ в декабре 1941 года, т.к. имеет номер У411259.

На снимке нижней части кормового листа корпуса этого танка видно, что «...НКД в нижней части в целях упрощения производства не фрезеруется, и как бы выступает вниз за контуры бортов».

И теперь вопросы. А когда было введено это "упрощение" - с самого начала производства корпусов на УЗТМ или позже? Если позже, то когда? Отличались ли по конструкции корпуса завода №78/200 от корпусов производства УЗТМ в конце 1941 года?

В своей книге Максим Коломиец пишет, что в середине ноября 1941 года на ЧКЗ в конструкцию танка КВ были введены изменения для "...облегчения технологии изготовления", но упоминания о изменениях конструкции корпусных деталей при этом нет.



Кроме того, авторами вышеупомянутой статьи на DishModels подмечена интересная деталь корпуса танка КВ-1 из ЦМВС - «...НКД дополнительно прикреплена к бортам шестью гужонами», т.е. его конструкция была не такая уж и "упрощенная".
     К сожалению, пока фото других танков с подобной конструкцией корпуса найти не удалось.



И еще такая хорошо заметная особенность конструкции кормового листа танка КВ.
     Кормовые буксирные рымы на ленинградских КВ и ранних челябинских машинах «...крепились к НКД через подложку с помощью двух штифтов, проваренных по диаметру. Сварной шов шел по периметру основания рыма и соединял только рым и подложку».
     Очень возможно, что некоторые танки КВ-1 108-й ТД, которые были потеряны в конце ноября 1941 года под Веневом, еще имели такие рымы на гужонах.

Буксирные рымы челябинских танков КВ-1 более позднего производства крепились к кормовому листу только сваркой. Вопрос - как и когда произошло это нововведение? Произошло оно только на УЗТМ или и на заводе №200?

Всё. Если какую информацию упустил, то, пожста, ткните для прочитать.

108 ТД, КВ-2, КВ-1, Васильевщина, ЧКЗ, полезные ссылки, изменение конструкции, ЦМВС

Previous post Next post
Up