На Варспоте вышла статья
yuripasholok под названием "Большая пушка для небольшой башни" (
ссылка). В статье автор рассказывает о опытных 76 мм и 85 мм танковых пушках для тяжелых танков КВ, а также «...раскрывается тема появления 76-мм танковой пушки ЗИС-5, которая с осени 1941 года стала основной для КВ-1».
Собственно «раскрытие» темы ЗИС-5 в данной статье меня и заинтересовало. Также было интересно, что же автор написал про пушку Ф-34 для танка КВ.
Так что ниже читаем резюме по упомянутым вопросам. Плюс будет приведена некоторая информация по танку КВ-1, который участвовал в испытаниях с пушкой Ф-34.
Сразу про «раскрытие». Автор в статье,в основном, просто повторяет информацию по теме из работ Максима Коломийца 10 - 15 летней давности. Добавлены лишь незначительные подробности. Видимо, использовались одни и те же документы. Фотоснимки из отчетов о испытаниях ЗИС-5 тоже, вроде, все известные, но за качество спасибо.
В списке источников поименованы РГВА, РГАЭ и ЦАМО РФ. Работы Коломийца естественно отсутствуют:)
Пушке Ф-34 в статье посвящено довольно много букв. Однако из приведенной «производственной драмы» не совсем понятно, почему для танка КВ-1 данную артсистему под обозначением ЗИС-5 пришлось принимать на вооружение в срочном порядке в сентябре 1941 года.
Автор пишет, что весной 1941 года были проведены испытания Ф-34 на танке КВ-1. Проведены успешно. Возникли лишь некоторые сложности с подвижной частью бронировкой
Дальше, судя по информации из статьи, идет собственно «производственная драма» - сложности с конструированием бронировки пушки на ЛКЗ - и маршал Кулик - автор приводит его резолюцию: «Отпадает, идет пушка ЗИС-6».
Только вот причем здесь ЗИС-6? Вероятно, кто-то просто ошибся и имелась ввиду как раз ЗИС-5 с «увеличенной баллистикой», которая Ф-27.
Летом 1941 года, согласно данным из статьи, работы над ЗИС-5, которая теперь Ф-22, и бронировкой Ф-34 для КВ в военное время шли почему-то очень неспешно.
Движуха начинается лишь в самом конце августа - ЗИС-5 с баллистикой Ф-22 вышла на испытания. По их результатам она была принята на вооружение, но в серию не пошла по словам автора из-за «производственных проблем» - сложности с возобновлением производства стволов Ф-22. До сентября о «производственных проблемах» не знали что ли?
И здесь снова вдруг вспомнили про Ф-34, т.к. внезапно пушки для КВ стали нужны как воздух. Заменили ствол Ф-22 на ствол Ф-34 и новая пушка под обозначением ЗИС-5 готова.
Такая вот «производственная драма».
Однако существует такой
приказ директора ЛКЗ от 1 июля 1941 года в котором говорится, что за июль месяц 1941 года «...завод №92 обязан обеспечить производство, а т. Кулик поставить пушки...» Ф-34 для завода в количестве 130 штук. С увеличением количества в последующие месяцы. Т.е. получается, что уже в июле 1941 года Ф-34 должны были получить 80 % выпущенных на ЛКЗ танков КВ-1.
И как теперь совместить информацию из приказа директора ЛКЗ с «производственной драмой»? Почему не стали ставить Ф-34, в общем, понятно, но, получается, собирались ставить. А как же проблемы с бронировкой и маршал Кулик?
Следующий интересный момент. Согласно информации из книги Коломийца выпуска 2017 года, пушки Ф-34 отправили на ЧТЗ еще до принятия на вооружение ЗИС-5, которая Ф-22. 17 пушек Ф-34 уехали с завода №92 6 и 7 сентября 1941 года. И отчет об испытаниях ЗИС-5, которая Ф-22, подписали также 7 сентября.
Получается, что работы над Ф-34 для КВ развернули параллельно с ЗИС-5, которая Ф-22, а не после её испытаний и принятия на вооружение.
По «производственной драме» пока всё. Теперь по танку КВ-1, который участвовал в испытаниях орудия Ф-34.
31 января 1941 года в Горький на завод №92 отправили танк КВ-1 с зав. номером М-9694. Судя по фотоснимкам, в феврале танк уже испытывался с орудием.
В апреле - мае танк с установленной артсистемой вернулся обратно на ЛКЗ. О чем и составили нижеследующий акт, который я подрезал, насколько помню, в ЖЖ ув.
litl_bro.
В общем, в июне Ф-34 с танка сняли, а 30 июня КВ-1 с зав. номером М-9694 с установленной штатной артсистемой Ф-32 убыл на фронт. В танковый батальон 21-го мехкорпуса.
Дальнейшие его передвижения 1941 года пока неизвестны, но в летних боях под Пушкинскими Горами и Новоржевом в составе 21-го мехкорпуса танк потерян точно не был.
В 1942 году танк оказался во 2-м танковом батальоне 124-й танковой бригады и, перейдя 4 февраля по льду Ладожское озеро, участвовал в боях под станцией Погостье.
В этих боях танк мог быть потерян. На немецких фотоснимках по Погостью уже опознан подходящий по матчасти танк КВ-1 (учтен на профильной странице под №16).
По этому вопросу тоже всё. Исправления и дополнения приветствуются.