Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Возвышенность Аллаха над Троном: Сущностью или Степенью?
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение наилучшему из созданий - пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам! А затем:
Для каждого, кто посмотрит и немного поразмышляет над тем, что передано от Саляфов и Имамов нашей Уммы касательно Возвышенности Аллаха над Троном, станет ясным, что их слова указывают на Возвышенность Великого Аллаха Сущностью, а не Его степенью и положением.
Однако, заблудшие ашариты, загнанные в тупик сотнями передачами от Саляфов, в которых ясным и понятным текстом говорится о подтверждении Возвышения Аллаха над Троном, заявили что, они подразумевали не Сущность, а Его степень.
Что касается Ахлю ас-Сунны, то они признают для Аллаха два типа Возвышенности:
(1) Возвышенность Его Атрибутов, то есть, Возвышенность Его степени и уровня.
(2) Возвышенность Его Сущности. То есть, то что Аллах Всевышний находится над Своими Созданиями, над Троном, вне этого бытия, отдален от творений.
А видов доказательств на второй вид Возвышенности Аллаха - Возвышенности над Созданиями, над Троном - огромное количество. И мы приведем здесь следующие 6 пунктов, указывающие на ошибочность заявлений ашаритов, о том, что Саляфы, когда подтверждали Возвышение Аллаха, подразумевали Возвышенность положения (статуса) Аллаха.
1. Ясные и недвусмысленные слова Саляфов, из которого невозможно понять ничего, кроме Возвышенности Сущности Аллаха
Сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
بين سماء الدنيا والتي تليها مسيرة خمس مئة عام وبين كل سماءين مسيرة خمس مئة عام وبين السماء السابعة وبين الكرسي مسيرة خمس مئة عام وبين الكرسي وبين الماء مسيرة خمس مئة عام والعرش فوق الماء والله تبارك وتعالى فوق العرش وهو يعلم ما أنتم عليه»إسناده حسن
«Расстояние между первым небом и следующим - 500 лет, и расстояние между каждыми небесами ровняется 500 годам, и между седьмым небом и “Курсийем” расстояние 500 лет, и между “Курсийем” и водой расстояние 500 лет, и Трон над водой, а Аллах над Троном (“фаукъа аль-‘Арш”), и ничто из твоих поступков не скроется от Него».
(Передал Абу Шейх аль-Асбахани в «аль-‘Азама», 2/688-689, Ахмад ад-Динури в «Муджаласа уа Джауахир аль-‘Ильм», 6/406, ‘Усман ад-Дарими в «ан-Накд», 1/422, аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/395- 396, Ибн Кудама в «Исбат Сыфат аль-‘Улув», стр. 151-152. Иснад хороший)
Передает Имам аль-Халляль в своей книге «ас-Сунна» от своего шейха Юсуфа ибн Мусы аль-Каттана, что он сказал:
قيل لأبي عبد الله أحمد بن حنبل: «الله عز وجل فوق السماء السابعة على عرشه بائن من خلقه وقدرته وعلمه في كل مكان؟
قال: «نعم على العرش وعلمه لا يخلو منه مكان.» صحيح
«Было сказано Абу ‘Абдуллаху Ахмаду ибн Ханбалю: “Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах”.
Он сказал: “Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания”»
(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/402, «Китаб аль-‘Арш», 2/247, «аль-‘Улув», стр. 176. Иснад достоверный)
Имам Хушайш ибн Асрам (ум. 253 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Истикама» пишет:
لو كان في الأرض كما هو في السماء لم يُنَزّل من السماء إلى الأرض شيئا، ولكان يصعد من الأرض إلى السماء كما ينزل من السماء إلى الأرض، وقد جاءت الآثار عن النبي أن الله عز وجل في السماء دون الأرض) ثم ذكر أحاديث عن الرسول صلى الله عليه وسلم.
«Если бы Он (Аллах) был бы на земле, а не над небесами, то не спускалось бы на землю ничего с небес, а [наоборот] поднималось бы в небеса от земли… и прошло множество сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что Аллах над небесами, а не на земле».
(Передал Мухаммад аль-Малатий в «ат-Танбих уа Родд ‘аля Ахлю аль-Ахуа уаль-Бид’а», глава «аль-Фирак уа Зируха»)
2. Их слова: «Своей Сущностью» (“би-затихи” или “би-нафсихи”)
И мы имеем огромное количество слов Саляфов об этом и это общеизвестно, поэтому приведем некоторые высказывания ученых, пришедших после них, дабы рассеять сомнения ашаритов, утверждающих, что нельзя употреблять эту фразу после окончания фитны джахмитов.
Имам ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими (ум. 280 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
لأنه قال في آي كثيرة ما حقق أنه فوق عرشه فوق سماواته، فهو كذلك لا شك فيه، فلما أخبر أنه مع كل ذي نجوى، قلنا: علمه وبصره معهم، وهو بنفسه على العرش بكماله كما وصف
«Потому, что Он (Аллах) сказал во многих аятах… подтвердил, что Он над Своим Троном, над Своими небесами, Он таков несомненно… И когда он сообщил, что находится с человеком во время тайного совещания (разговора), мы говорим [об этом]: Его Знание и Зрение с ними, а Он Сам над Троном, как Он описал [Себя]».
(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия», стр. 44)
Имам Абу Джа’фар ибн Абу Шейба (ум. 297 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
فهو فوق السماوات وفوق العرش بذاته متخلصًا من خلقه بائنًا منهم، علمه في خلقه لا يخرجون من علمه
«Он над небесами Своими, над Троном Своей Сущностью (“би-затихи”)… отдален от творений. Его Знание с Его творениями, и не могут они уйти от Его Знания».
(См. «аль-‘Арш уама Рувийя фихи», стр. 291-292)
Имам Абу ‘Умар ат-Таламанки (ум. 429 г.), да помилует его Аллах, в своей книге «аль-Вусуль иля Ма’рифат аль-Усуль» говорит:
قال رحمه الله في كتابه: الوصول إلى معرفة الأصول كما في العلو للذهبي (566):
” أجمع المسلمون من أهل السنة على أن معنى قوله : وهو معكم أينما كنتم . ونحو ذلك من القرآن : أنه علمه ، وأن الله تعالى فوق السموات بذاتـه مستو على عرشه كيف شاء، وقال: قال أهل السنة في قوله :الرحمن على العرش استوى:إن الاستواء من الله على عرشه على الحقيقة لا على المجاز
«Мусульмане из Ахлю ас-Сунны, единогласны в том, что смысл слов Всевышнего: “И Он с вами где бы вы не были” и подобные этим словам из Корана, тут понимается Его Знание. А так же то, что Аллах Всевышний над небесами Сущностью Своей, Вознесшийся над Троном, как пожелал»…. Сказали приверженцы Ахлю ас-Сунны по поводу Слов Аллаха: “Милостивый возвысился над Троном”, поистине Возвышение Аллаха над Троном есть в истинном смысле (“хакика”), а не в метафорическом (“маджаз”)».
(Передал Имам аз-Захаби в «аль-‘Улув», стр. 246)
Имам Абу Наср ас-Сиджзи аль-Ханбали (ум. 444 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
(أئمتنا كسفيان الثوري، ومالك، وحماد بن سلمة، وحماد بن زيد، عبد الله بن المبارك، والفضيل بن عياض، وأحمد بن حنبل، وإسحاق بن راهويه متفقون على أن الله سبحانه وتعالى بذاته فوق العرش، وعلمه بكل مكان
«Наши Имамы, такие как Суфьян ас-Саури, Малик, Хаммад ибн Салама, Хаммад ибн Зайд, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, аль-Фудайль ибн ‘Ияд, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахауейх, были единогласны в том, что Аллах, Субханаху уа Та’аля, Сущностью Своей (“би-затихи”) над Троном, а Его Знание повсюду».
(Передал Имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш», 2/341, «аль-‘Улув», стр. 248, «ас-Сияр», 17/656)
3. Толкование Саляфами слова «аль-Истиуа» (Вознесения) как:
- «‘аля» (вызвысился)
- «иртафа’а» (вознесся, вызвысился)
- «истикрар» (утвердился)
И все эти три толкования являются законными толкованиями слова «аль-Истиуа» у ученых Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а.
И «аль-Истиуа» в значении «‘Улув» может быть только в прямом смысле, т.е. Возвышенность Сущностью. Что касается «‘Улува» степенью, то в арабском языке это не является смыслом «аль-Истиуа». И мы приведем, слова Саляфов о смысле слова «аль-Истиуа».
Табиин Муджахид (ум. 102 г.) сказал:
«“Истиуа” (смысл): Возвысился “аля” над Троном».
(См. «Сахих аль-Бухари», «Китаб ат-Таухид», раздел: «и Его Трон был над водой»)
Сказал Бишр ибн ‘Умар аз-Захрани (ум. 207 г.), да смилуется над ним Аллах:
: سمعت غير واحد من المفسرين يقول :{الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى}: ارتفع
«Я слышал слова [множества] толкователей [Корана], о том, что“Милостивый вознесся над Троном” (20:5), [означает] возвысился (“иртафа’а”)».
(Передал Исхак ибн Рахауейх в «Муснаде», как об этом говорится в «Итхаф аль-Махара», 1/186, и «аль-Маталиб аль-‘Алия», 12/570. Иснад достоверный. Также ее передает аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/396, с достоверной цепочкой до Исхака)
Известный языковед Абу аль-‘Аббас ас-Са’ляб (ум. 291 г.) сказал:
{استوى على العرش}: علا
«“Милостивый вознесся над Троном” - возвысился (“аля”)».
(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/399. Иснад достоверный)
Имам маликитов Абу ‘Умар ат-Таламанки, да смилуется над ним Аллах, сказал:
وقال عبد الله بن المبارك ومن تابعه من أهل العلم -وهم كثير- إن معنى استوى على العرش استقر وهو قول القتبي
«Сказал ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним - “аль-Истиуа” на Троне, смысл этого - “истакарра” (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы».
(См. «Шарх хадис ан-Нузуль», стр. 390)
4. Толкование аятов об истории Мусы, мир ему, и Фараона
Толкование аятов об истории Фараона и Мусы, мир ему, от известных ученых, которые поняли от этих аятов, то что Муса, мир ему, разъяснял Фараону то, что Его Господь (Аллах) находиться над небесами.
Всевышний Аллах сказал: «Фараон сказал: “О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов”». (28:38)
Также сказал Аллах: «Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”. Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными». (40:36-37)
И нам известно, как толковали ученые Ислама эти аяты. Для примера, приведем некоторые из их слов.
Имам Яхъя ибн Саллям (ум. 200 г.) сказал:
في تفسير الآية الثانية: ({لعلي أبلغ الأسباب} {يعني الأبواب فأطلع إلى إله موسى} {الذي يزعم وإني لأظنه كاذبا} ما في السماء أحد تعمد الكذب
«“Воистину, я считаю его лжецом” - (т.е.) нет никого над небесами, и он (Муса) сознательно лжет».
(См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азиз», 4/134, Ибн Аби Заманин)
Имам Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.) сказал:
{وَإِنِّي لأظُنُّهُ} فيما يقول من أن له معبودًا يعبده في السماء، وأنه هو الذي يؤيده وينصره، وهو الذي أرسله إلينا {من الكاذبين}
«“Воистину, я полагаю, что он (Муса)” - (т.е) в том, что он говорит, что у него (Мусы) есть Божество над небесами, которому он поклоняется, и что Он (Аллах) - тот, кто поддерживает его и дарует ему победу, и что Он - тот, кто отправил его (Мусу) к нам; “является одним из лжецов”».
(См. «Тафсир ат-Табари», 19/581)
Также ат-Табари сказал:
«“Я считаю его лжецом”. Его (Фараона) слова: Я считаю, что Муса лжет в том, что он говорил и заявлял, что у него есть Бог над небесами, который послал его к нам».
(См. «Тафсир ат-Табари», 21/387)
Имам Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (ум. 360 г.) относительно аята 28:38, сказал:
قوله إخبارا عن فرعون {يا أيها الملأ ما علمت لكم من إله غيري فأوقد لي يا هامان على الطين فاجعل لي صرحا لعلي أطلع إلى إله موسى} حجة على من يزعم أن الله بنفسه في الأرض; حال في كل مكان, وينكر كينونته بنفسه في السماء وعلمه في الأرض إذ محال أ, يقول فرعون هذا القول إلا وقد دلله موسى -. صلى الله عليه -. أن إلهه في السماء دون الأرض فإن كان فرعون أنكر كينونته في السماء وثبته في الأرض فقد وافق القوم فرعون في قوله وإن كان أنكره في السماء والأرض معا فقد خالفوا موسى -. صلى الله عليه - مع خلافهم لجميع الأنبياء والناس, وأهل الملل كافة سواهم ولا أعلم في الأرض باطلا إلا وهذا أوحش منه, نعوذ بالله من الضلالة
«Это является аргументом против тех, кто заявляет что Аллах, Он [находится] в мире, везде, и отрицают, что Он над небесами, и Его Знание в мире (везде); невозможно чтобы Фараон сказал это, кроме как, если Муса, мир ему, рассказал ему, что его Бог - над небесами, а не земле. Если Фараон отрицал нахождение Аллаха над небесами, и утверждал, что он в мире, то эти люди (которые утверждают что Аллах повсюду) согласились с Фараоном в его словах… они пошли против Мусы, мир ему, и против всех пророков, против людей и всех религий. И я не знаю в этом мире лжи, хуже которой бы это убеждение не была, мы просим спасение у Аллах от заблуждения».
(См. «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», стр. 197-198, Ибн аль-Кайим)
Для подробного ознакомления с толкованием этих аятов от известных ученых, просим прочитать статью на данную тему: «Муса или Фараон: Кто же из них считал, что Аллах находится над Троном?»
5. Ответ ученых джахмитам заявлявшим, что Аллах находится везде
Ответ им заключался в том, что они призывали их, подтвердить что Аллах находиться не повсюду, а над Троном, над семью (7) небесами. И будет нелепым и глупым со стороны говорящего, если он скажет, что тут подразумевается Возвышенность степенью, так как джахмиты не отрицали высокое положение Аллаха, чтобы им отвечать или опровергать их в этом.
Рассказывает ‘Али ибн аль-Хасан аш-Шакык:
سألت عبد الله بن المبارك: «كيف ينبغي لنا أن نعرف ربنا عز وجل؟» قال: «على السماء السابعة على عرشه، ولا نقول كما تقول الجهمية: أنه ها هنا في الأرض» صحيح
«Я спросил ‘Абдуллах ибн аль-Мубарака: “Как нам познать нашего Господа, ‘Азза уа Джаль?”.
Он ответил: “Он над седьмым небом, над Троном. И мы не говорим как говорят джахмиты, что он здесь, на земле”».
(Передал ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», 1/111. Иснад достоверный)
Имам Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид ад-Дабби (ум. 188 г.) сказал:
كلام الجهمية أوله عسل، وآخره سم، وإنما يحاولون أن يقولوا: ليس في السماء إله.
«Начало джахмитской речи - это мед, а ее конец - яд. Воистину, они пытаются сказать: “Нет божества над небесами”».
(Передал Имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш», 2/191, по пути Ибн Аби Хатима ар-Рази, который передал ее в «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия»)
Имам Са’ид ибн ‘Амир ад-Дабби (ум. 208 г.) - один из учителей аль-Бухари, сказал:
الجهمية أشَرٌّ قولاً من اليهود والنصارى، قد اجتمعت اليهود والنصارى وأهل الأديان أن الله تبارك وتعالى على العرش، وقالوا هم: ليس على العرش شيء » صحيح
«Джахмиты говорят [слова] намного хуже чем иудей и христиане, [так как] иудеи и христиане, и приверженцы других религий согласились в том, что Аллах, Табарака уа Та’аля, над Троном, а они (джахмиты) говорят: “Нет ничего над Троном”».
(Передал Имам аль-Бухари в «Хальк ‘афаль аль-‘Ибад», 2/17 и Имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш», 2/207, по пути Ибн Аби Хатима, из его книги «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия»)
6. Слова ученых: «Он над небесами, а не на земле»
И в этих словах, довод против них заключается в том, что если бы Саляфы говорили бы о Возвышенности степени или положения, то их слова были бы отрицанием высокого статуса (положения) Аллаха на земле, что несомненно является ошибкой.
Имам Хушайш ибн Асрам (ум. 253 г.) в своей книге «аль-Истикама» сказал:
«И Джахм отрицал, что Аллах над небесами, а не земле, и Книга (Коран) свидетельствует, что Аллах над небесами, а не на земле».
(Передал Мухаммад аль-Малатий в «ат-Танбих уа Родд ‘аля Ахлю аль-Ахуа уаль-Бид’а», глава «аль-Фирак уа Зируха»)
И любой разумный человек поймет, что эти слова не могут говорится тем, кто говорит о Возвышенности статуса.
Сказал Абу Бакр ибн Аби ‘Асым (ум. 287 г.) в своей книге «ас-Сунна»:
باب: ما ذكر أن الله تعالى في سمائه دون أرضه
«Раздел: То, что передано относительно нахождения Аллаха над небесами, а не на земле…».
После чего, привел хадис о рабыни, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил «Где Аллах?».
(См. «Китаб ас-Сунна», 1/342, Ибн Аби ‘Асым)
Великий ученый маликитского мазхаба, «Малик младший» Ибн Аби Зайд аль-Кайрауани аль-Малики (ум. 386 г.) в своей книге «аль-Джами’» пишет:
فمما أجمعت عليه الأمة من أمور الديانة، ومن السنن التي خِلافُها بدعةٌ وضلالة: أن الله تبارك اسمه) وذكر أمورا منها: (وأنه فوق سماواته على عرشه دون أرضه، وأنه في كل مكان بعلمه) وذكر باقي الإعتقاد ثم قال في آخره: (وكل ما قدَّمنا ذِكْرَه فهو قول أهل السنة وأيمة الناس في الفقهِ والحديث على ما بيناه، وكله قول مالك، فمنه منصوص من قوله، ومنه معلوم من مذهبه
«То, на чем согласилась Умма из вопросов религии, и что является Сунной а противоречащее этому является нововведением и заблуждением…», Имам аль-Кайрауани перечислил несколько убеждений, в которые должен уверовать мусульманин, и продолжил:
«И что Аллах над Своими небесами, над Троном Своим, не на земле, и что Он находиться повсюду Своим Знанием». Далее он сказал:
«И все, что мы перечислили являются убеждениями приверженцев Сунны, Имамов Фикха, науки Хадиса, и все это было убеждением [Имама] Малика, это передано от него и общеизвестно в его мазхабе».
(См. «аль-Джами’ фи ас-Суннан уаль-Адаб уаль-Магъази уа Тарих», стр. 107-108 и 117, аль-Кайрауани)
Заключение
И это лишь некоторые пункты, указывающие на абсурдность утверждений ашаритов, считающих, что все доводы указывающие на Возвышение Аллаха над небесами, в них имеется в виду Возвышение статусом и положением.
И уа-Ллахи, под каждым пунктом, приведенными выше, мы могли бы привести огромное количество высказываний ученых, как ранних, так и поздних, но не сделали это, дабы сделать наше разъяснение легким для читателя.
И в заключении - хвала Аллаху, Господу миров!