Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Полезные слова Имама Ахмада о джахмитах
Очень полезные слова Имама Ахмада ибн Ханбаля из его книги «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа аз-Занадика» о методе джахмитской секты, которым они искажают Атрибуты Аллаха, и который полностью соответствует методу ашаритов.
О достоверности этой книги, мы уже писали ранее, просим наших читателей ознакомиться с ней по ссылке. Также в дальнейшем мы планируем опубликовать подробное исследование по поводу этой книги, которое сделал один из призывающих.
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, на стр. 104 пишет:
«И он (Джахм ибн Сафуан) толковал Коран таким методом, каким его нельзя толковать и [он] отрицал хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он также заявлял, что каждый описывающий Аллаха тем, чем Аллах описал Себя в Своей Книге, и тем, что передано от Посланника Аллаха о Нем, тот неверный и “мушаббих”…
Мы говорим им: “Аллах тот, кто управляет делами и тот, кто говорил с Мусой”.
А они говорят: “Он не обладает Речью и не говорил с ним, так как, речь совершается органами тела, а органы не приписываются Аллаху”.
И если невежественные люди (простолюдины) услышат их утверждения, то они посчитает их самыми усердствующими в прославлении Аллаха, и невежда не понимает, что их слова приводят к неверию и заблуждению, и не чувствует он, что они говорят не то, что [должны были] говорить…».
(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа Занадика», стр. 104)
Также Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал в главе «Баб ма Анкарат аль-Джахмия мин ан якун Аллах калляма Муса» («Раздел: Джахмиты отвергли, что Аллах разговаривал с Мусой»):
«Мы скажем: “Почему вы отрицаете это?”.
Они отвечают: “Аллах не разговаривал и не разговаривает, однако Он создал что-то, что является выражением от Аллаха и создал слышимый звук”. И также они (джахмиты) утверждают, что речь образуется только при помощи рта, языка и губ.
Мы им скажем: “Допустимо ли, чтобы то, что было создано или что-то другое помимо Аллаха, говорило: «О Муса, воистину я твой Господь» (20:11-12)?”…
А что касается их слов, что речь невозможна, кроме как при помощи рта, языка и губ, то тогда Аллах не сказал бы небесам и земле: “и сказал ему (небе) и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле»” (41:11).
Разве вы думаете, что они (небеса и земля) говорили ртом, губами и органами?
“Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом (Давидом)” (21:79).
Разве вы считаете, что они будут восхвалят его языком, ртом и губами?
Что же касается органов, то они будут свидетельствовать против неверующих (будут разговаривать):
“Они скажут своей коже: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?». Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь»” (41:21).
Вы думаете, что они будут говорить, при помощи рта, губ и языка? Однако, Аллах заставит их говорить, как Он это пожелает и Он говорит, как пожелает, и не говорится, что это происходит при помощи рта, языка и губ».
(См. «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа Занадика», стр. 130-131)
Имам Ахмад также говорит в «Усуль ас-Сунна», порицая тех, кто философствует в религии, оставляя следование Сунне:
«И нет в Сунне сравнения (“къияса”), и не приводят для нее примеров, и не постичь ее ни умом, ни чувствами. Поистине, должно быть лишь прямое следование и оставление страстей. И в Сунне есть нечто обязательное; и тот, кто оставит хоть малую часть из этого, не будет принимать ее и верить в нее, не является из приверженцев Сунны».
(См. «Усуль ас-Сунна»)
И в заключении - хвала Аллаху, Господу миров!