- Ну вот и до сказок добрались - скажет наш постоянный читатель, и будет прав.
Именно русская народная сказка «Репка» может детально показать, что же произошло с собственностью Волгоградских Профсоюзов, но опять же не даст ответов на вопросы: «Что делать?» и «Как остановить?».
Но давайте собственно разберем по строчкам шедевр русского народного творчества, впервые опубликованный в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки».
Посадил дед репку. Посадил и говорит:- Расти-расти, репка, сладка! Расти-расти, репка, крепка!
Официальным годом рождения профсоюзного движения в России считается 1905 год. И хотя профлидеры того времени не во всём были согласны с дедушкой Ульяновым-Лениным, но очень серьезно поддержали Великую Октябрьскую революцию. Конечно же, дедушка Владимир Ильич, не оставил такую помощь без внимания, и благодаря всё крепнувшей связи с ним, профсоюзное движение разрастается и становится одним из основных «винтиков» агитационной машины СССР. В первые годы советской власти профсоюзы сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.
Профсоюзные комитеты на предприятиях осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т. п. Однако они фактически были подконтрольны властям. Дедушка Ленин называл их «приводными ремнями» от коммунистической партии к массам.
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая!
Профсоюзам передавалась на баланс различная собственность, которой они распоряжались на благо трудящихся, но эта история весьма любопытна.
До 1933 года обеспечением охраны труда и социального страхования занимался Наркомтруд СССР, после ликвидации которого, его функции были переданы Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС). Ему же перешла и собственность, находящаяся в управлении народного комитета. В 1960 году ВЦСПС были переданы дома отдыха, курортные поликлиники и пансионаты, принадлежавшие ранее органам здравоохранения. К 1990 году в СССР функционировало несколько тысяч предприятий, находящихся на балансе профсоюзов или управляемых ВЦСПС.
Пошёл дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Первая попытка создать независимый профсоюз (СМОТ) состоялась в 1978 году. Эта была самая первая попытка наложить «лапу» на громадное наследство профсоюзов. Но не тут, то было. Против тех, кто её предпринял, были применены репрессии различного уровня.
Позвал дед бабку. Бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут!
23 марта 1990 года состоялся Учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, который провозгласил отказ от идей марксизма-ленинизма и создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений.
А в 1991 после распада СССР всесоюзный орган ВЦСПС был распущен. Роль его преемника досталась ФНПР.
Позвала бабка внучку. Внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут!
Имущество стоимостью в несколько миллиардов долларов (кстати, до сих пор ни власть, ни сами профсоюзы не в состоянии точно оценить российскую часть наследия ВЦСПС) после распада Союза перешло в 1992 году во владение Федерации независимых профсоюзов (ФНПР).
ФНПР сегодня - это 150 чиновников центрального аппарата, 48 аппаратов отраслевых профсоюзов, 78 территориальных органов, 38 миллионов членов - по официальной профсоюзной статистике. Сколько их реально, не знает никто. По данным Института экономики РАН, проводившего исследование рынка труда, из каждых 10 наемных работников-россиян 9 утверждают, что их трудовые интересы в России не защищает вообще никто!
Профсоюзная номенклатура, объясняя это, сначала кивала на переходный период: прежние позиции потеряли, а новые высоты им взять не удается. На деле последние десятилетия профсоюзы практически бездействуют. Хотя ничто им не мешало поддерживать в судах незаконно уволенных, обманутых, получивших травмы работников.
При этом профбоссы добились высоких зарплат и социальных льгот. А возможностей для обеспечения своего личного счастья у них немало. Одна недвижимость, доставшаяся по наследству с советских времен, чего стоит. Она либо методично сдается в аренду, либо продается на сторону. О том, какие дивиденды получает ФНПР, остается гадать. Профсоюзы в советскую пору называли «школой коммунизма», потому и профсоюзную собственность можно смело считать «золотом партии».
Со дня «наследования» собственности прошло 17 лет, и за это время схема использования профсоюзной недвижимости, можно утверждать это смело, криминализировалась до предела. Недвижимость была превращена в различные ООО, ЗАО, ОАО, которые кормят кого угодно, но только не рядовых членов профсоюзной организации.
Внучкой ФНПР в Волгоградской области стал Кобозев, успешно организовавший вывод принадлежащей волгоградским профсоюзам собственности в частные руки, как мы понимаем совсем небезвозмездно.
Позвала внучка Жучку. Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Однако власть не собиралась спокойно смотреть на разграбление наследия СССР,
доставшегося ФНПР. Кстати, у силовых структур есть основания полагать, что в это время и была заложена мощнейшая коррупционная схема - в 90-е годы к этому процессу присоединились криминальные авторитеты и группировки. Дележка пирога происходила по одной схеме:
Имущество отчуждалось от профсоюзов с «классическими» обоснованиями: самое популярное - продажа в силу отсутствия средств на содержание объектов. Большинство сделок совершались по заниженной в разы стоимости, а независимая оценка не производилась. Члены профсоюза не обсуждали эти вопросы на конференциях. Контроль за распоряжением имущества обычно единожды делегировался Президиуму и никогда никем не оспаривался. Профсоюзная собственность легко переходила частным компаниям, при этом многие члены Президиума состояли в Советах директоров этих компаний.
По такой схеме происходила «движуха» и в Волгоградской области. Но силовые структуры однажды сделали выпад, и против Кобозева было возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям и по большому количеству эпизодов.
Процесс обвинения усилился с приходом к руководству облсовпрофа Николаенко, который попытался прервать ситуацию «распила» собственности, и можно даже сказать, что профсоюзы региона стали набирать авторитет.
Но не всё так просто. Выпущенный на свободу внучка Кобозев, заручившись поддержкой дедушки Шмакова, снова всеми путями пытается восстановить контроль за профсоюзными делами, и организованные его командой по классической «советской» схеме, выборы председателя, увенчались победой Старикова, ставленника Кобозева.
Действия жучки Старикова на посту председателя пока не вызывают официальных вопросов у органов внутренних дел, но вот Кобозева снова взяли в оборот. И осталась жучка без внучки, но правда пока с репкой.
Позвала Жучка кошку. Кошка- за Жучку, Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка - за кошку, кошка - за Жучку, Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - и вытянули репку.
Уважаемый читатель! На этом мы поспешим откланяться.
Оставшиеся два пункта пока нечем заполнить.
И если вина Кобозева будет доказана, то сказку придется переделать.
А вообще, обычные члены профсоюзов с тоской и ностальгией вспоминают давние советские времена, когда Профсоюз - звучал гордо.
Кстати, профсоюзы развитых стран признают настоящими, только профсоюзы не входящие в ФНПР (Соцпроф, Всероссийская конфедерация труда, Конфедерация труда России, МПРА и др.) и активно развивают с ними сотрудничество.
Ну и напоследок закончим весело!
В фольклорном варианте Афанасьева к участию в вырывании из земли репки подключаются ноги:
«Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!»
Только с приходом пятой ноги репку удаётся вырвать из земли.
К чему бы это?
P.S.: События изложенные в данном посте взяты из официальных, публичных и открытых источников информации. Текст сказки является произведением русского народного творчества. Случайные совпадения с событиями могут иметь место быть.
Ждем. Смотрим. Анализируем.