Sep 14, 2011 22:16
Послесловие к Сартру
Теодор Мейнерт (1833-1892) - знаменитый австрийский психиатр, считавший истерию симуляцией. Мейнерт был крупнейшим специалистом своего времени по патологической анатомии мозга и полагал, что все психические (эмоциональные, умственные) расстройства вызваны физическими причинами. Он скептически относился к попытке своего не менее знаменитого современника Жана Шарко (и своего ученика Фрейда, ездившего к Шарко в Сальпетриер на стажировку) ввести истерию в круг «действительных» психических болезней. По легенде, незадолго до смерти Мейнерт пригласил к себе Фрейда и сознался в том, что сам смолоду страдал истерией, а теорию истерии высмеивал для того, чтобы не быть разоблаченным. Но это лишь легенда.
Парадокс заключается в том, что Мейнерт, объявляя истерию симуляцией, отнюдь не ошибался. Истерия была и остается симуляцией; вопрос лишь в том, каковы механизмы, лежащие в ее основе.
В силу ряда причин взаимодействие между психиатрией и безумием осуществляется не на уровне борьбы истин, а на уровне борьбы сил (как это продемонстрировал Мишель Фуко). Истерия в связи с этим может рассматриваться как попытка безумия поставить перед психиатрией уже не вопрос об истине, а вопрос о лжи. Но для того, чтобы этот вопрос мог быть решен, со сцены науки должна была уйти идея сознания, прозрачного для самого себя; должна была возникнуть идея непрозрачности сознания - идея, центральная для так называемой «неклассической рациональности». Вот так становление неклассической парадигмы в психологии может быть поставлено в связь с развитием психиатрии как диспозитива дисциплинарной власти… Но разумеется, от самих создателей новой теории сознания (я имею в виду прежде всего теорию диссоциации Пьера Жане и психоанализ Фрейда) связь эта должна была быть скрыта, ибо сознание ученого не более «прозрачно», чем сознание больного истерией.
Мейнерт,
психика,
наука,
Фуко,
психиатрия,
Сартр,
сознание,
Фрейд,
истерия,
антропология,
парадигма