Пикник на обочине / Сталкер

May 18, 2023 11:11

Book&Cinema challenge 2023
35. История одного ограбления
Пикник на обочине. Аркадий и Борис Стругацкие / 1972


Рискуя жизнью, сталкеры добывают из Зоны артефакты - не более чем космический мусор, оставленный пришельцами на Земле подобно тому, как после человеческого пикника на обочине дороги остаются пустые бутылки, банки и упаковки. Никому точно не известно, для чего предназначены эти артефакты, порой несущие огромную опасность. Каждый сталкер мечтает дойти до Золотого Шара…

Как оказывается, это я перечитал спустя 10 лет - один хрен совершенно забыл))) Настолько в этой истории понятно что к чему происходит, видимо уже на подкорке, так что и триггеры что что-то знакомое не сработали))
Во второй раз тоже не очень впечатлило. История сама по себе простая - ходят туда-сюда, артефакты воруют, бабки получают, живут. И только макгаффин, мечта впереди манит своей "нереальностью", оторванностью от бренного мира, в котором заперты герои.
Конечно, с точки зрения языка, Стругацкие больше молодцы, придумали неологизмы, которые прочно вошли даже в английский язык, это сильно. И пишут интересно, хорошее построение фраз, выраженная динамика мизансцен, их герои не стоят как истуканы, они в движении даже если мы их не видим.
История героя как драматического персонажа меня не зацепила, я не очень люблю таких людей) Слишком упертые и повернутые на идее.

4/5

Сталкер / 1979


В некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор - каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер - проводник по Зоне - то ли юродивый, то ли апостол новой веры.

Зря я жаловался на простой сюжет книги, в фильме его еще меньше))) Давно не видел столь минималистичного обхождения с текстом и с заданными условиями. По сути здесь выкинута почти вся нф часть, оставлены только человеческие оголенные чувства. Не думаю что расчет Стругацких был столь прямолинеен, они показывали скорее дуальную сущность человека, жертву во имя большего, оправданность этой жертвы, моральное право на жертву.
В кино все эти смыслы сглажены и осталось человеческие - корысть и бескорыстность, быть блаженным и жить или быть прожженным и умереть. Так себе выбор, если честно.
Актерская игра, как всегда у Тарковского, безупречна - эти люди смотрят тебе в душу и изливают свою.
Снято интересно с точки зрения декораций, какого-то взаимодействия с окружением и ужасно медленно-вдумчиво, философские измышления без большого смысла, без добавления новой сущности.
Ну вот обругал, а кино не такое ужасное, оно просто на своей волне и совершенно убравшее книгу, я бы ссылаться не стал.

7/10

Андрей Тарковский, Николай Гринько, Аркадий и Борис Стругацкие, 1970ые, Кино, Алиса Фрейндлих, 4/5, challenge2023, Анатолий Солоницын, 7/10, Книга, Александр Кайдановский

Previous post Next post
Up