Dec 08, 2006 11:27
Младшие школьники в Японии выглядят просто очаровательно. Форма обязательна, но в каждой школе она своя. Но и мальчики, и девочки начальной школы обязательно носят яркие, обычно желтые шляпы, которые видно за километр. Очень трогательно смотрится, когда 30-40 таких вот учеников, все одинаковые в своих костюмчиках и шляпках, парами переходят дорогу под надзором 2-3 классных дам. Проверено - у многих женщин вызывают чувство буйного восторга, переходящее в слезы, с немедленным желанием потискать и расцеловать "...вон того, черноглазого с красными щечками." Давайте посмотрим, что же скрывается в действительности за этим благолепием?
В предметном плане, начальная школа напоминает нашу. Математика, физкультура, родной язык, правописание. Последнему предмету уделяют традиционно большое внимание, но это понятно - система японского письма весьма сложна, и небрежно написанное читается с трудом. Уроков в этом возрасте у детей немного, учатся где-то до часу дня с перерывами. Правда, что вообще тут характерно, многие родители либо нанимают репетиторов для детей, либо отправляют их в вечернюю дополнительную школу, где они повторяют (порой с теми же учителями), пройденное утром. Родственница, имеющая 7-летнюю дочку, водит ее на такие уроки 2 вечера в неделю - на математику и язык. Причины, в общем, понятные - самые важные предметы, в классе 40 детей, запустишь сейчас - потом себе дороже будет. Конечно, 7-летнему человеку веселее во дворе побегать, но что поделаешь, такова жизнь.
Есть некая общеизвестная планка знаний, до которой каждый ученик должен быть дотянут. И это все, никакие опережения, забегания вперед и вообще, выделения из коллектива не приветствуются и, более того, тщательно пресекаются на корню. Детей ни в коей мере не стараются противопоставить друг другу, выявив лидеров и аутсайдеров. Наоборот, их очень тщательно и педантично учат жить в коллективе, вступать в отношения с окружающими людьми и стараться эти отношения поддерживать. Учат соблюдать приличия, быть вежливыми не только со взрослыми, но и со сверстниками (увы, не всегда это здесь работает). Учат (что, кстати, очень характерно для японского образа мыслей), что каждый человек, как бы юн он не был, уже является членом коллектива, где общественные интересы обычно превалируют над личными. Все дети побежали играть в бейсбол, а ты что? Заболел - пойдем к врачу. Здоров, но просто не хочешь, у тебя плохое настроение? Ну, так нельзя, это некрасиво. Смотри, весь твой класс там бегает - они тебя ждут, им неловко, что ты тут один. Ничего особенного от тебя не требуют - ну не хочешь играть в бейсбол, так иди, постой с ними рядом, просто побудь с ними, соблюди внешние приличия и не обижай друзей.
До 1946 года школьное образование в Японии было очень и очень похоже (с понятной сменой акцентов) на то образование, что имело место в СССР в тот же период. Император - живой Бог на Земле, японцы - божественная раса, иностранцы - дьяволы, любое искусство, кроме японского - запрещено и т.д. После окончания 2-й мировой все это хозяйство с грохотом рухнуло, и все пришлось создавать заново. Складывается такое впечатление, что основные принципы школьного образования в его нынешней кондиции были, как и многое прочее, буквально скопированы с американской модели в период послевоенной оккупации. (Если ошибаюсь, поправьте). Конечно, с обычной японской хитростью, многое было сделано чисто формально, в угоду новым хозяевам. И все же влияние американской системы образования до сих пор чувствуется довольно сильно.
Жизнь