НЕВИННОСТЬ И ВИНОВНОСТЬ

May 23, 2016 12:29

Некоторое время назад услышал по France Culture про фильм Les innocentes (Невинные). Достаточно известный французский режиссер Anne Fontaine сняла фильм в Польше и на польском языке на основе дневников врача Французской больницы в Варшаве по окончании Второй мировой Madeleine PauliacВ фильме французскую женщину-врача вызывают в монастырь принимать ( Read more... )

комментарии

Leave a comment

mbla May 23 2016, 11:11:13 UTC
Я слышала передачу про этот фильм, но услышала в ней совершенно не то, что ты. Я услышала именно про насилие со стороны любых солдат - как орудие войны. То есть я даже и не услышала, что это русские солдаты, наверно, мимо ушей пропустила.

Когда-то я видела итальянский фильм, где мать и дочь итальянки пробираются через американскую зону, и их насилуют американские солдаты. И это тоже в порядке вещей. В порядке войны.

Папа мой, который был военным переводчиком, и в Берлине несколько лет после войны, рассказывал, что сначала мародёрства не было, за него расстреливали, а потом его как бы разрешили, был конкретный указ не наказывать - и пошло.

Но так или иначе, солдаты в конце жуткой войны, да ещё среди них люди, у которых всех убили, - ну, человек - мстительное сушество, бессмысленно мстительное, и война в большинстве людей вытаскивает наружу не лучшие свойства.

Короче, как всегда когда тебе кажется, что обижают русских, мне этого совершенно не кажется.

Про повальное коллаборантство я бы никак не говорила - мне цифра спасшихся во Франции евреев представляется абсолютно гигантской - больше трёх четвертей, включая польских, которые по-французски не говорили. И это был налаженный механизм. Об этом я относительно недавно как раз читала. И я полагаю, что называть коллаборантами всех, не участвовавших в Сопротивлении, несправедливо.

Reply

i_shmael May 23 2016, 11:46:43 UTC
Про солдат почитай описание фильма. Там по сюжету это не важно, но все же в передаче само собой было понятно, что это конечно же советские солдаты, как же иначе.
А про коллаборантов я вовсе и не говорю, что все нерезистенты были коллаборантами. Почитай статью в вики.

Reply

mbla May 23 2016, 11:55:38 UTC
Ну дык Польшу оккупировала советская армия, вот и и всё. Прочим неоткуда было там взяться. Почитай, кстати, Копелева. Он, между прочим, в лагерь попал именно за попытку защитить немцев в конце войны. Папа был просто мелким переводчиком, его в 44 в армию взяли в 18, а Копелев, Дьяконов, они старше, они перед войной уже и аспирантуру закончили. Эткинд ещё. Они были переводчиками на высоких что ли должностях. Слуцкий. Естественно, германисты переводившие в большей степени не со стороны видели, чего и как происходило. А Копелевские книжки безотносительно даже к теме очень интересные.

Reply

i_shmael May 23 2016, 12:16:05 UTC
Ну дык до этого Польшу оккупировала немецкая армия. Как и Францию. И что из этого есть в фильме?

Копелева я читал, конечно.

Вообще этот пост - про то, как в общественном сознании возникают странные стереотипы. Как тот , что советская армия - сплошь насильники, а французы - сплошь резистенты.

Отрицать наличие существенных преступлений против мирного населения со стороны советской армии глупо. Но говорить о том, что вся армия - сплошь насильники и что такова была политика советского руководоства, пожалуй, не стоит. Во всяком случае пока с этим вопросом не разберутся историки - спокойно и без истерики, как с вопросом французского коллаборантства.

Reply

mbla May 23 2016, 14:16:40 UTC
Я совершенно не согласна, что насилующие советские солдаты - это стереотип, во всяком случае в передаче вообще ничего об этом, на мой взгляд, не было. Фильм же совсем о другом. Насколько я поняла, насилие - это заставка. Что там нет про немецкую оккупацию - дык опять - он же не о том совсем.
Ты тут выступаешь как раз в духе сегодняшнего полького правительства, которое хочет держать и не пущать тех, кто говорит, что поляки выдавали евреев. И это, кстати, стереотип. При этом наверняка были поляки, которые евреев прятали. И мне кажется, что понятно желание снять фильм и о тех поляках, которые прятали, и о тех, которые выдавали. А процент тех и других, который, предположим, историки могут установить, или уже установили, мне кажется, не влияет на желание выбрать тему для фильма.

Слово "все" вообще очень опасное. Никогда не бывает, что все.

Вот Евгения Гинзбург рассказывает о начальнике лагеря, в котором Антон, её второй муж, был заключённым врачом, и который им фантастически помогал. А Татьяне Григорьевне Гнедич следователь бумагу приносил. Так что и тут слово "все" не годится. И немцы не "все" были фашисты, и так далее. Мне кажется папин рассказ очень убедительным - что пока за мародёрство расстреливали, его и не было. Подозреваю, что во всех армиях мира единственный способ борьбы с мародёрством были жестокие наказания. А советское руководство сняло наказание за мародёрство, я подозреваю, не затем, чтоб немцев наказать, а затем, чтоб свои внутренние дела решать, с армией справляться.

Французские фильмы про войну, которые я видела, показывали и Сопротивление, и предателей, и просто обывателей, которых вообще-то всегда большинство. Были люди в России, которые оказались под оккупацией, вспоминавшие немцев с ужасов и отвращением, в их бытовом поведении, а были те, что вспоминали, что в их деревне немцы наоборот накормили и относились неплохо.

Всегда, в любой жизненной ситуации бывает-то всякое. И мне кажется, такой же фильм мог бы был снят не про Польшу, а про какое-нибудь место, освобождённое американцами, где монашек изнасиловали не советские солдаты. С другой стороны, кажется, польская религиозность там роль играет. И никто и не говорит, что вся армия - сплошь насильники, но на основание того, что не вся армия насильники, говорить, что не надо снимать фильм, который начинается с того, что солдаты насилуют, по-моему, означает не там ставить акценты.

Reply

i_shmael May 23 2016, 14:33:10 UTC
В передаче об этом нет ничего - но никто и не отмечает, что вот, дескать, так случилось. Ну, да, пришли советские солдаты и изнасиловали польских монашек, - обычное дело, незачем на этом даже и останавливаться. Это и есть стереотип.
Можно снимать любые фильмы. Я разве против? Но если уж солдаты советские, нельзя, по-моему, оставлять за кадром типичность этого. Или хотя бы показ обстановки - немцев типа прогнали, например? И отсюда моя идея про фильм в обстановке реального французского коллаборантства. Тоже без комментариев.

Reply

mbla May 23 2016, 14:43:22 UTC
Слушай, мы ж оба фильма не видели :-))))

А "Пейзаж после битвы ты помнишь"? Американцы разбомбили лагерь, и те, кто выжили при немцах, погибли от бомб, насколько я помню. Типично? Не типично? Мне не кажется это важным.

А про солдат - вот ты услышал, что солдаты советские, а я услышала - прежде всего солдаты. Как в итальянском фильме я не запомнила, что марокканцы в союзнической армии, - запомнила, что солдаты.

Reply

i_shmael May 23 2016, 14:46:54 UTC
Да как же там не заметить, если каждый из них по разу хотя бы об этом говорит? :-) Почитай интервью тётки, кстати, она такая вся holier than thou...

Reply

mbla May 23 2016, 14:51:33 UTC
дык элементарно не заметить - если отнести это просто к оккупации и и концу войны - ну, в Польше стояли советские, а ковровые бомбардировки Дрездена - англичане, а лагерь разбомбили американцы :-)))

Почитаю тётку. Меня, честно сказать, как-то это фильм не чтоб особо заинтересовал по передаче.

Reply

i_shmael May 23 2016, 14:56:18 UTC
Да и меня. Особая духовность, все дела.

Reply

hina_chleck May 26 2016, 18:58:25 UTC
Этот фильм - "Чочара", по роману Моравиа.

Reply

hina_chleck May 26 2016, 18:59:07 UTC
Sorry - уже ответили вам.

Reply

messala May 23 2016, 12:01:23 UTC
"Чочара", одна из знаменитых ролей Софи Лорен.
В итальянском до сих пор есть слово "marrocchinate" - массовые изнасилования колониальными войсками (в фильме и в термине - это марроканцы).

Reply

mbla May 23 2016, 14:17:34 UTC
я вообще не запомнила (видела лет 35 назад) про марокканцев - у моей голове осталось, - про солдат

Reply

katyat May 23 2016, 12:17:03 UTC
и их насилуют американские солдаты
Марроканцы...

Reply

messala May 23 2016, 12:27:54 UTC
Эти марроканцы находились под союзническим командованием (кажется, французским) и практически получили заранее индульгенцию. Было потом разбирательство, ничем не кончилось.

Reply


Leave a comment

Up