Некоторое время назад услышал по France Culture про фильм
Les innocentes (Невинные). Достаточно известный французский режиссер Anne Fontaine сняла фильм в Польше и на польском языке на основе дневников врача Французской больницы в Варшаве по окончании Второй мировой
Madeleine PauliacВ фильме французскую женщину-врача вызывают в монастырь принимать
(
Read more... )
Когда-то я видела итальянский фильм, где мать и дочь итальянки пробираются через американскую зону, и их насилуют американские солдаты. И это тоже в порядке вещей. В порядке войны.
Папа мой, который был военным переводчиком, и в Берлине несколько лет после войны, рассказывал, что сначала мародёрства не было, за него расстреливали, а потом его как бы разрешили, был конкретный указ не наказывать - и пошло.
Но так или иначе, солдаты в конце жуткой войны, да ещё среди них люди, у которых всех убили, - ну, человек - мстительное сушество, бессмысленно мстительное, и война в большинстве людей вытаскивает наружу не лучшие свойства.
Короче, как всегда когда тебе кажется, что обижают русских, мне этого совершенно не кажется.
Про повальное коллаборантство я бы никак не говорила - мне цифра спасшихся во Франции евреев представляется абсолютно гигантской - больше трёх четвертей, включая польских, которые по-французски не говорили. И это был налаженный механизм. Об этом я относительно недавно как раз читала. И я полагаю, что называть коллаборантами всех, не участвовавших в Сопротивлении, несправедливо.
Reply
А про коллаборантов я вовсе и не говорю, что все нерезистенты были коллаборантами. Почитай статью в вики.
Reply
Reply
Копелева я читал, конечно.
Вообще этот пост - про то, как в общественном сознании возникают странные стереотипы. Как тот , что советская армия - сплошь насильники, а французы - сплошь резистенты.
Отрицать наличие существенных преступлений против мирного населения со стороны советской армии глупо. Но говорить о том, что вся армия - сплошь насильники и что такова была политика советского руководоства, пожалуй, не стоит. Во всяком случае пока с этим вопросом не разберутся историки - спокойно и без истерики, как с вопросом французского коллаборантства.
Reply
Ты тут выступаешь как раз в духе сегодняшнего полького правительства, которое хочет держать и не пущать тех, кто говорит, что поляки выдавали евреев. И это, кстати, стереотип. При этом наверняка были поляки, которые евреев прятали. И мне кажется, что понятно желание снять фильм и о тех поляках, которые прятали, и о тех, которые выдавали. А процент тех и других, который, предположим, историки могут установить, или уже установили, мне кажется, не влияет на желание выбрать тему для фильма.
Слово "все" вообще очень опасное. Никогда не бывает, что все.
Вот Евгения Гинзбург рассказывает о начальнике лагеря, в котором Антон, её второй муж, был заключённым врачом, и который им фантастически помогал. А Татьяне Григорьевне Гнедич следователь бумагу приносил. Так что и тут слово "все" не годится. И немцы не "все" были фашисты, и так далее. Мне кажется папин рассказ очень убедительным - что пока за мародёрство расстреливали, его и не было. Подозреваю, что во всех армиях мира единственный способ борьбы с мародёрством были жестокие наказания. А советское руководство сняло наказание за мародёрство, я подозреваю, не затем, чтоб немцев наказать, а затем, чтоб свои внутренние дела решать, с армией справляться.
Французские фильмы про войну, которые я видела, показывали и Сопротивление, и предателей, и просто обывателей, которых вообще-то всегда большинство. Были люди в России, которые оказались под оккупацией, вспоминавшие немцев с ужасов и отвращением, в их бытовом поведении, а были те, что вспоминали, что в их деревне немцы наоборот накормили и относились неплохо.
Всегда, в любой жизненной ситуации бывает-то всякое. И мне кажется, такой же фильм мог бы был снят не про Польшу, а про какое-нибудь место, освобождённое американцами, где монашек изнасиловали не советские солдаты. С другой стороны, кажется, польская религиозность там роль играет. И никто и не говорит, что вся армия - сплошь насильники, но на основание того, что не вся армия насильники, говорить, что не надо снимать фильм, который начинается с того, что солдаты насилуют, по-моему, означает не там ставить акценты.
Reply
Можно снимать любые фильмы. Я разве против? Но если уж солдаты советские, нельзя, по-моему, оставлять за кадром типичность этого. Или хотя бы показ обстановки - немцев типа прогнали, например? И отсюда моя идея про фильм в обстановке реального французского коллаборантства. Тоже без комментариев.
Reply
А "Пейзаж после битвы ты помнишь"? Американцы разбомбили лагерь, и те, кто выжили при немцах, погибли от бомб, насколько я помню. Типично? Не типично? Мне не кажется это важным.
А про солдат - вот ты услышал, что солдаты советские, а я услышала - прежде всего солдаты. Как в итальянском фильме я не запомнила, что марокканцы в союзнической армии, - запомнила, что солдаты.
Reply
Reply
Почитаю тётку. Меня, честно сказать, как-то это фильм не чтоб особо заинтересовал по передаче.
Reply
Reply
Reply
Reply
В итальянском до сих пор есть слово "marrocchinate" - массовые изнасилования колониальными войсками (в фильме и в термине - это марроканцы).
Reply
Reply
Марроканцы...
Reply
Reply
Leave a comment