Некоторое время назад услышал по France Culture про фильм
Les innocentes (Невинные). Достаточно известный французский режиссер Anne Fontaine сняла фильм в Польше и на польском языке на основе дневников врача Французской больницы в Варшаве по окончании Второй мировой
Madeleine Pauliac.
В фильме французскую женщину-врача вызывают в монастырь принимать роды и всячески помогать монашкам, изнасилованным в конце войны. В общем-то, судя по всему, фильм - про столкновение веры с реальной жизнью, в целом, про интимное женское, про героического французского врача и т.п.
По сюжету (и в реальности, вероятно) монашек изнасиловали советские солдаты. В фильме, говорят (я не видел), показаны достаточно подробные сцены насилия со стороны едва человекоподобных солдат. И в целом, возможно, в реальности так и было. Напрягает же меня не это. Фильм - не о зверском облике советского человека и солдата. Это не есть попытка ревизионизма - ни попытка описать конкретный инцидент конкретного насилия. Фильм вообще не об истории, он о вере, о материнстве, о духовном (см. выше). Но фоном и отправной точкой выступает как само собой разумеющееся и общеизвестное (и примерно так об этом говорили - походя - обсуждавшие фильм историки из передачи Fabrique de l'histoire) массовое насилие советских солдат. Никаких немцев, никакого дополнительного контекста - фильм-то не об этом. Это смещение фокуса меня и смущает. Мы здесь не обсуждаем, насколько частыми были подобные случаи, как в советской армии обходились с мародерами и насильниками (поощряли, наказывали, закрывали глаза) и т.п. Мы просто полагаем этот вопрос решённым - в фильме такое поведение естественно и типично да и вообще служит фоном для глубоких размышлений. А так ли это и действительно ли советские солдаты были сплошь трусливыми насильниками - пусть историки обсуждают в своих профессиональных форумах.
Я сам ничего не знаю про реальность насилия советских солдат, кроме знаменитых обсуждений у
labas. Не знаю, массовые это были насилия или нет. Но как-то не полагаю вопрос однозначно решённым. А режиссёр фильма - таки да. Мало того, в конце
своего интервью она рассуждает, что фильм ее актуален, поскольку "Изнасилование - оружие войны. Изнасилование монашки - дважды оружие войны, поскольку насилуется не только женщина, но и монашка в ней. В некоторых странах Африки или на Гаити это совершенно обычная ситуация и сейчас". ("Le viol est une arme de guerre. Le viol de bonne sœur est une double arme de guerre, car vous violez non seulement la femme, mais aussi la religieuse qui est en elle. Dans certains pays d'Afrique ou en Haiti, c’est une situation tout à fait contemporaine".)
Хочется, чтобы хороший российский режиссёр снял фильм про любовь на фоне войны. Скажем, Он советский военопленный, которому удается бежать из концлагеря во Франции. Она - связная маки. Альпийская баллада, любовь и голуби, прекрасные французские пейзажи, густые леса Лимузена, открытые парижские кафе, вечная весна... Но всё кончается трагически, как и должно быть.
Поскольку кругом - сплошные коллаборанты. Все окружающие - улыбающаяся булочница, пожилой усатый почтальон, знающий девушку с детства, Её бывший школьный приятель и лучшая подруга - все пишут на Неё доносы, и (не гестапо, но) французская полиция приходит за Ней, Её пытают и депортируют в Германию, где Она стойко и мужественно умирает, помогая окружающим узникам... а Он... не важно в конце концов, сюжет понятен. Как и фон.
Ведь Франция была страной тотальной коллаборации.
Историки подсчитали, что максимум 2% населения Франции... ну 3%... участвовали в Сопротивлении внутри страны - и это с очень большим запасом, с учётом тех, кто заявил о себе в последние дни освобождения. И фоном для поразительных - стойких, мужественных, умных, решительных героев и героинь сопротивления (очень рекомендую тем, кто не читал, хотя бы почитать статью по ссылке выше в Википедии) - выступают "повседневные коллаборанты".
Для примера, за время оккупации французы написали 3-5 млн анонимных доносов в полицию и гестапо. Всё это абсолютно не секрет во Франции, историки об этом пишут давно и открыто, и в этом французы молодцы, кстати (в отличие от позорной ситуации в России или в Польше, где
историка Яна Гросса, написавшего "Соседи" о том, как в деревне Едвабне не немцы, а местные жители убивали и грабили своих еврейских соседей во время войны, нынешнее правительство хочет лишить ордена, выданного предыдущим, за "антипатриотизм").
Так что если б такой фильм был сделан, то он бы, по крайней мере, был исторически правдив. Но я думаю, что у французов - в том числе и у режиссёра Anne Fontaine - он вызвал бы некоторый когнитивный диссонанс. Особенно если снять его на французском языке.