Наверняка, многие, прочитавшие заголовок этой статьи, отметят его более чем непривычное восприятие на слух. Действительно, сегодня принято считать, что Ислам и планирование своей деятельности - вещи абсолютно несовместимые.
Какое планирование, когда Аллах уже все решил за нас?! Нам остается, смиренно опустив голову, ждать, пока с нами не свершится то, что предначертано свыше... Таково сегодня, к сожалению, понимание Ислама многих мусульман. Только называется это не «Ислам», а «фатализм». Ислам же учит нас совершенно другому.
Планирование этапов призыва Посланником Аллаха (мир ему и благословение)
Как известно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники не предпринимали и шага, тщательно не спланировав его и не предусмотрев его последствия. Наиболее отчетливо методы планирования Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) прослеживаются в поэтапном осуществлении им безукоризненного плана по призыву курайшитов в Ислам.
Первой группой, которую Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призвал в Ислам, был круг его ближайших родственников и друзей. Это те люди, которые впоследствии стали известны в истории Ислама как «опередившие (из числа) первых» (Коран, «Покаяние», 100).
Первой из них была жена Пророка (мир ему и благословение) и мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид, а затем его вольноотпущенник Зайд бин Хариса, двоюродный брат Али бин Абу Талиб, а также его ближайший друг Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен ими всеми Аллах). Все эти люди приняли Ислам в первый же день обращения к ним с призывом.
После этого по плану Посланника Аллаха (мир ему и благословение) следовали три года тайного призыва, затем тайные встречи в доме аль-Аркама. На следующем этапе Пророк (мир ему и благословение) приступил к призыву знатных и богатых курайшитов. Затем обратил свои взоры за пределы Мекки, начав призыв паломников, жителей Таифа, Медины и Абиссинии. А после всего этого приступил к формированию и укреплению мощной исламской общины в Медине.
И на каждом из этих промежутков Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отступал от той группы, на призыве которой он был сосредоточен, не перескакивал с этапа на этап, не забегал вперед в надежде быстрее увидеть плоды своего призыва. Наоборот, он доводил каждый этап до своего логического завершения и не приступал к другому, пока не был исчерпан предыдущий.
Наилучшим указанием на поэтпаность призыва и поэтапность донесения до людей знаний об Аллахе и Его религии является коранический аят: «И Коран Мы разделили на отделы, чтобы ты читал его людям с расстановками, для того Мы ниспосылали его разновременными посланиями» («Перенес ночью», 106).
Еще одним ярким примером из практики планирования Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является хиджра в Медину. До переселения его вместе с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) был составлен детальный план скрытного ухода из Мекки. Ночью Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уложил вместо себя на свою постель Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), вышел из дома, читая 9 аят суры «Йа син» и уповая на Аллаха, прошел через ряды курайшитов, подкрадывавшихся к его дому с тайным замыслом убийства, затем вместе с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) через заднюю дверцу его дома тайно покинул Мекку.
Однако первоначально они направились отнюдь не в сторону Медины, а совершенно в обратную - в сторону Йемена, чтобы запутать преследователей. И шел Посланник Аллаха (мир ему и благословение), несмотря на то, что у него болели ноги, босиком и на цыпочках, чтобы не оставлять следов. И лишь после всего этого они повернули в сторону Медины и укрылись в горной пещере.
Закономерно встает вопрос «Зачем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) планировал и шел на все эти хитрости и отвлекающие маневры, зачем до мелочей прорабатывал и обсуждал со своим другом каждый шаг, если Аллах и так ему обещал победу и обещал беречь Своего Избранника (мир ему и благословение) от того, чтобы враги не причинили ему никакого вреда?» Ведь он мог бы, как и некоторые сегодняшние мусульмане сказать: «Зачем прикладывать к чему-либо усилия, зачем планировать, если Аллах и так все предопределил за нас. Что предначертано - то и будет, а что не предначертано - то минует».
Однако Аллах Всевышний требует от нас, чтобы мы для достижения предопределенного Им прикладывали усилия, создавали объективные причины для изменений в нашей жизни. Знаменитый коранический 11 аят суры «Гром»: «Поистинне Аллах не меняет положения людей до тех пор, пока они сами не изменят себя» - ясное и очевидное доказательство необходимости обязательного людского усердия для того, чтобы Аллах в итоге даровал нам успех и победу в наших делах.
Стратегическое планирование Посланника Аллаха (мир ему и благословение)
Стратегическое планирование, как известно, это процесс определения приоритеных целей и наиболее эффективных путей их достижения. Сегодня стратегическим планированием занимается любая уважающая себя фирма или организация, нацеленная на то, чтобы достичь успеха на рынке или в политической сфере.
Маленький пример из организационно-плановой деятельности одной из самых мощных организаций современности - Министерства обороны США. По некоторым данным, Пентагон ежегодно подготавливает около 70 плановых документов. 48 из них являются оперативными планами, в соответствии с которыми должны действовать вооруженные силы в тех или иных ситуациях. Пять разработок из них называются «полными» оперативными планами, предусматривающими проведение операций различного масштаба.
Каждый из этих документов ориентирован на конкретную угрозу, то есть на определенную страну, представляющую, по мнению Вашингтона, опасность для национальных интересов Америки. В этих документах также определяется перечень угроз, которые должны быть способны нейтрализовать США в течение ближайших 20 лет.
Это и есть стратегическое планирование. Однако, какое все это имеет отношение к Исламу? Такое, что подобный подробный анализ ситуации, подобное детальное и долгосрочное планирование исламской деятельности, а также текущую корректировку планов под меняющиеся условия проводил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и, соответственно, должны проводить мы.
Так, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), направляя Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) для распространения Ислама в Йемене, предписал ему действовать по детально проработанному долгосрочному плану, сказав: «Ты придешь к народу, относящемуся к людям Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллахом нет преграды».
Более долгосрочным примером стратегического планирования является история покорения мусульманами Персии и Византии. На их поочередное поражение было указано самим Посланником Аллаха (мир ему и балгословение). А уже праведные халифы и их полководцы, исходя из этих стратегических целей исламской уммы, сами разрабатывали и находили наиболее эффективные пути их достижения.
Таким образом, оттого, что покорение Персии и Византии, а также повсеместное торжество исламской цивилизации было предопределено Самим Всевышним и озвучено самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение), мусульмане не сидели, сложа руки и приговаривая: «То что суждено, все равно случится. А от наших усилий ничего не зависит. Поэтому надо сидеть и ждать осуществления предопределения Аллаха...»
Наоборот, мусульмане прилагали неимоверные усилия к достижению этих стратегических целей, начертанных для них на далекую перспективу провидением самого Аллаха. Отважный сын Ислама Укба ибн Нафи (да будет доволен им Аллах), пронесся вихрем по всей Северной Африке, превознося на всем своем пути слово Аллаха превыше всего.
Когда он добрался до Атлантического океана, то на всем скаку ворвался в воду и воскликнул: «О, Аллах! Если бы не это море, то я понес бы Твое Слово по всему миру. Будь же свидетелем, о Аллах!»
Стратегическое планирование исламского прорыва в наши дни
Торжество Ислама после его забвения предписано Всевышним Аллахом и предсказанно Его Посланником (мир ему и благословение). Однако значит ли это, что мусульмане должны в полном бездействии пассвино ожидать свершения предначертанного Аллахом? Наоборот, зная какое торжество ждет религию Аллаха, зная какую награду уготовил Аллах праведникам и усердствующим на Его пути, мусульмане должны со всем своим усердием идти к реализации этого плана.
Аллах нам, как и поколению сподвижников, всего лишь указал долгосрочные стратегические цели исламского призыва и усердия. Теперь наша обязанность, взяв эти цели в качестве ориентира, разработать детальный план их достижения.
Не суть важно, сколько лет займет реализация положений этого плана. Аллах на нас возложил обязанность по усердию, а дарование успеха и победы - это Его прерогатива.
На этом пути мусульманам заново придется учиться усердию и самоотверженности ради Аллаха. Мы обязаны овладеть методами сбора и анализа информации о социально-политической ситуации, сложившейся вокруг нашей уммы, о ее внутренних болезнях и противоречиях. Мы обязаны овладеть самыми последними достижениями всех точных, естественных, гуманитарных и обществоведческих наук для объективной оценки наших стартовых условий и наших потенциальных возможностей.
Нам также необходимо в совершенстве овладеть методами стратегического планирования, прогнозирования и взращивания точек прорыва в развитии исламского призыва, долгосрочной подготовки кадров и специалистов для подобной масштабной работы, а также поэтапной реализации каждого пункта из этого плана.
Только осознав, что метод стратегического планирования являтся неотъемлимой частью исламского пути, что этот метод был предписан Самим Всевышним Пророку (мир ему и благословение), а за ним и всем остальным мусульманам вплоть до Судного Дня, только осознав, что не существует для мусульман иного пути, и реализовав все его составляющие на практике, только в этом случае мусульмане смогут возвысить Слово Аллаха превыше всего на этой Земле.
хочу представить чудесную статью (
смотри выше) аналитика московского Фонда Эффективной Политики Глеба Павловского Руслан Курахви, активно продвигающего необхожимость общественных наук для религтозного человека.
эту и другую статю его можно прочитать на сайте
www.islam.ru