Я не любитель цитат в том смысле, в котором это принято понимать: мне редко удаётся дословно вспомнить точный порядок расположения (да и сам состав «участников») слов. Только общий смысл, с которым я согласна, либо смысл, который мне показался интересным и до которого своим скромным умишком не смогла додуматься сама. В первом случае я завидую автору, что он смог придать мысли такую чёткую, лаконичную и выигрышную вербальную форму.
«Скупой человек может быть умным, может быть талантливым, но он не может быть обаятельным. Обаяние есть форма выражение щедрости».
Во втором не до зависти, надо мозг включать.
Также я часто отмечаю цитаты-положения, иронию, тонкую шутку, интересную игру слов, забавные эпизоды, которые зачастую непросто воспринимать вне контекста, - то, что не представляет из себя откровения, но придаёт тексту изюминку. Но все эти понравившиеся предложения выигрышно играют красками только относительно других предложений одной книги, закрыв которую, я и цитаты забываю, оставляя их жить там, на страницах.
В «Стоянке человека» мне слишком часто хотелось что-то для себя отметить. Здесь и цитата «Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых», что уже встречалась не раз на просторах сети. Ушла в народ. И как у многих «народных» афоризмов, не все могут назвать автора этих слов. Если не знали, восполняйте пробел: Фазиль Искандер.
Здесь и история из серии «сколько нужно программистов, чтобы вкрутить одну лампочку». Рационализация труда, ирония в чистом виде, прямо как я люблю:
«Два инженера наблюдают за работой двух рабочих, возившихся внизу с трубами теплоцентрали. Соотношение сил, характерное для развитого социализма. Один инженер за двумя рабочими, конечно, не углядит».
И хоть этой повести мне хватило всего на полтора дня, я читала её долго, растягивая удовольствие. Как держишь порой во рту мороженое, пока оно не растает прямо на языке. Или когда ждёшь, пока шоколад растает в руке, чтобы потом можно было слизать с пальцев эту липкую массу. Так и я откладывала книгу и ждала, пока прочитанная мысль/эпизод/фрагмент/история не растворится во мне. Удовольствие на любителя, но мне в самый раз.
«Поиски снежного человека, - говорил он, - это, может быть, тоска человека по своему началу в предчувствии своего конца. Люди хотят увидеть своего далёкого пращура, чтобы попытаться понять, когда и где именно они свихнулись».
И место действия - солнечная далёкая Абхазия - отсылало к лету своим морем, рыбой, вином, фруктами и даже своими горами. Строки простоисточают тепло, как бы банально это не звучало. И кому как не абхазцу по силам передать атмосферу своей родины так, что хочется отправиться в тот край и сравнить впечатления «наяву».
И герои - такие правильные, открытые, даже немного наивные, встречая которых на страницах произведения, написанного всего несколько десятков лет тому назад, начинаешь восхищаться (и грустить «вот были ж люди в наше время!») этими хорошими людьми с хорошими мечтами. Не о чём-то материальном вроде красной феррари, а о вечном:
«Никакое вино не может дохлестнуть до той высоты опьянения, до которой опьянила его пожизненная мечта о свободном парении».
И юмор - не топорный, не явный. Вызывает лишь лёгкую улыбку. Но эта улыбка мне гораздо приятнее и дороже, чем пятиминутный смех с надрывом живота. Незаметный юмор, который и не юмор вовсе. Для восприятия проще подать непривычную, оригинальную мысль в несерьёзной оболочке:
«Войны Наполеона он объясняет исключительно социальными и политическими причинами. Невероятная глупость! Причины эти Наполеон придумывал для дураков. Он воевал, потому что для него это было единственным интересным занятием в жизни».
И тогда спорить со сказанным начнут лишь самые отъявленные зануды.
Искандер пишет от первого лица. И когда описывает встречи рассказчика с главным героем, и когда передаёт истории главного героя. И этот приём сближает с читателем. Будто всё это было на самом деле. Будто жил такой человек, так думал и так делал. Так любил, так дружил и так мечтал. Ведь есть же мнение, что хорошая книга должна быть основа на реальных событиях. А если Искандер всё это придумал от и до… остаётся только восхититься. Продумать все эти судьбы людей, встречающихся на страницах. И у каждого своя история. И все история яркие, каждая по своему. И ведь это только повесть, а не роман…