Продолжение. Начало
здесь В этой части я расскажу об отрезке жизни Воронежского трамвая, с 1960-х лет до самых последних дней его существования.
В 1969 в Воронеже появились вагоны КТМ-5 - более просторные, высокие, угловатые.
И словно с каким-то удивленным взглядом трамвайных фар.
"Единичка" на Кольцовской. Такой я ее и помню
Эту модель хорошо помнят все воронежцы - она работала до последних лет. КТМ-5 стала впоследствии самой массовой моделью в мире. Катавский завод выпустил почти 15 тысяч этих вагонов.
А в 1977 году в Воронеж поступила первая партия вагонов Tatra T3, в количестве 20 штук. Поставка чешских вагонов в СССР была знаком расположения властей к городу, чешская техника требовала более бережного обращения и высокого качества путевого хозяйства.
Татра у Воронежского Железнодорожного вокзала
С детства я помнил, что татры ходили не на всех маршрутах. Так, едва завидев угловатый контур КТМ на Полевой можно было понять - идет «единица», а скругленный и плавный татры - «пятерка» или «шестерка».
Так, постепенно, к началу 80-х трамвайная сеть приняла знакомые с детства очертания.
в Воронеже работал 21 трамвайный маршрут.
Длина линий составляла около 80 километров - и в некоторые моменты наша трамвайная сеть была второй по величине в России после Ленинградской. На конец 80-х Воронеж был по этому показателю на 4-м месте.
Были маршруты, где трамваи ходили каждые 5-7 минут.
Иные встречались гораздо реже. Помню, почти экзотично выглядели номера 18 и 19.
В 1986 году запустили в эксплуатацию Северный мост. Двухкилометровый, двухъярусный мост красиво протянулся между берегами, резко отличаясь от старых мостов Воронежа.
Поездка через Северный воспринималась первое время как приключение. Трамвай ехал около 5 минут - за это время можно было рассмотреть панораму левого и правого берега.
трамвай на Северном мосту - середина 1980-х
После открытия моста 5-й маршрут был изменен - теперь он ходил с Новгородской на левый берег. Добавили новый, 16-й маршрут «Северо-Восточный микрорайон - Газовая»
16 маршрут на повороте у стадиона Динамо
С 1989 года в Воронеж стали поставлять вагоны Татра-Т6В5, они использовались в основном на 16 маршруте.
Татра-Т6В5 напротив ЖД-вокзала
Эти вместительные вагоны еще долго обеспечивали востребованный воронежцами маршрут.
Работу трамвая поддерживали три депо и вагоноремонтный завод ВРТТЗ. Завод был создан в 1974 году для капитального ремонта трамваев КТМ.
Впрочем, на заводе также ремонтировали «татры», создавали спецвагоны для укладки и ремонта рельсов, очистки от снега и др.
А в 2001 году совместно с Усть-Катавским вагоностроительным заводом был построен первый трамвай серии КТМ-5РМ.
КТМ-5РМ на 2 маршруте
Таким образом, завод благополучно развивался даже в 90-е. Трамвайная система в целом тоже пережила неблагоприятные годы для жизни России.
В 1999 году в Воронеже работало 20 трамвайных маршрутов.
А вот в нулевые годы трамваю повезло меньше...
* * *
Борьба городских властей с трамваем началась в 2001-м. Возглавил ее тогдашний мэр Александр Ковалев.
Сначала разобрали рельсы на Московском проспекте. За ним последовал Ленинский проспект и улица 20-летия Октября.
Были проданы два из трех трамвайных депо. Борьба велась под лозунгом «освободим город от пробок!». Мэр с довольным видом обещал горожанам, что его запомнят, как человека, реально улучшившего ситуацию на дорогах.
Однако трамваи исчезли, а пробки остались. Чтобы убедиться в этом достаточно заглянуть в часы пик на те улицы, где трамвай «особенно мешал».
Осенью 2002 года в СХИ перестала ходить знакомая с детства «троечка». Сиротливо смотрелись рельсы между деревьев - их разобрали на следующий год.
По этой дорожке я часто гулял с 2003 по 2015 год. Сейчас здесь новая дорога Тимирязева - Березовая Роща.
Обеспокоенные жители города создали комитет «Воронежцы за трамвай». Возглавил его Антон Буслов. Акции комитета многим запомнились. К проблеме удалось привлечь внимание властей и прессы.
Новый мэр Воронежа Б. М. Скрынников пообещал, что к 2010 году в городе будет курсировать по улицам 200 трамваев и 300 троллейбусов. :)
А вышло иначе.
В середине апреля 2009 движение трамваев в Воронеже замерло окончательно.
Мэр даже руками не развел. Мол, пытался же привлечь инвесторов, чего вы от меня хотите? У города денег на трамвай нет…
* * *
Последний раз я ехал на трамвае в марте 2008 года. Это был знакомый с детства маршрут - «единичка». По Кольцовской, мимо вокзала, между частных кварталов по улицам Вавилова, Полевая, Рабочему проспекту.
Наш трамвай словно ушел в сны - и в другие миры.
В интернете можно встретить стихи, посвященные воронежскому трамваю
Вот тема не замечена живая,
О ней молчит мистический канал.
Два дня тому назад фантом трамвая
По улицам Воронежа промчал.
Проехал там, где рельсов нет в помине,
Светился и трезвонил, и искрил,
И громыхал колесами своими,
А в окнах был замечен пассажир…
http://www.hohmodrom.ru/project.php?prid=131201 * * *
Многие воронежцы, включая и меня, хотят, чтобы трамвай вернулся.
Но умом понимаю - в том виде, в котором он был, трамвай не возродить.
И дело даже не в том, что во многих местах уже чисто технически не проложишь трамвайные линии. Свободное место было застроено в 90-е, в нулевые.
В Москве, Петербурге, во многих европейских городах, трамвай, пережив критические годы, стал возрождаться.
Вагон серии 71-623, выпускается Усть-Катавским заводом с 2009 года. Частично низкопольный, адаптирован для пассажиров-инвалидов. Отвечает требованиям Европейской комиссии по шуму и вибрации.
Трамвай УВ3-PESA. Совместная разработка российского Уралвагонзавода и польской Pesa
Стали появляться новые, низкопольные вагоны, которые выглядят современно, двигаются тихо.
Но все равно трамвай ходит сейчас в основном ближе к окраинам. В центре Москвы осталась только одна трамвайная линия, то же и в центре Петербурга. И это тенденция.
Какую нишу мог бы занять в Воронеже такой, новый трамвай?…
Вопрос, думается, упирается не только в деньги. Мало сочетается трамвай с нашей утилитарной и совсем не романтичной эпохой.
Да и культура движения в городе должна измениться. Европейцы не брезгуют ездить на мотоциклах и велосипедах. В общественный транспорт садиться тоже не стесняются - это не считается за признак бедности или дурной тон.
У нас же прижился стереотип, что общественный транспорт - для пенсионеров и студентов, а у уважающего себя мужчины должна быть машина, и непременно большая.
Вот и стоим в пробках, и добираемся до работы душными маршрутками…
А вечерами заходим в интернет и предаемся мечтам.
Станем ли мы через несколько лет свидетелями открытия трамвая в Воронеже? или легенду о нем будут передавать словно байку из поколения в поколения?
Так это могло бы выглядеть. Но пока это не Воронеж. Это Франкфурт. :)
Фотобаза общественного комитета «Воронежцы за трамвай»
http://vrntram.narod.ru/