Долго не мог собраться дописать продолжение
цикла про террористическую войну, но теперь вышел на финишную прямую.
Описание террористической войны в Ливии затруднено тем, что
в 2011 году, для свержения Муамара Каддафи, были умело использованы межплеменные конфликты. Данное обстоятельство привело к тому, что разные племена зачастую сводили счеты между собой за давние обиды или старались добиться более выгодного финансового положения для себя. В результате чего войну окрестили «Гражданской» и основной поток информации поступающий из Ливии подтверждал именно это. Но очень часто сюжеты, массово подхваченные различными СМИ, оказывались не просто ложными, но и сфабрикованными. А значит нужно разбираться.
Кратко опишу события в Ливии, предваряющие вооруженный конфликт. У Каддафи было много врагов и на международной арене, и в внутри страны
[1].
Для стран Запада успехи «арабского социализма» были совершенно неприемлемы, так как это могло подорвать веру среди граждан в абсолютную непригодность социалистической модели. Ограничение в прибыли иностранных нефтяных компаний (а то и их выдворение), допущенных ранее в Ливию, тоже неприбавило ему друзей. И конечно, построение светского государства, бодрым шагом, движущегося в Модерн, никак не вписывалось глобальные процессы.
В арабском мире многим странам, особенно монархиям, была не по душе смена королевской власти в Ливии на уклад, сформировавшийся, впоследствии,в «Джамахирию». Экономические и политические успехи на данном поприще, в сочетании с ростом влияния ипопытками самого Каддафи оказывать воздействие на политику соседних государств, ополчили на страну ряд исламских, особенно королевства.
Недовольных племен внутри Ливии тоже было немало.
Муамар Каддафи происходил из небольшого бедуинского племени Каддафа, пришёл к власти в результате военного переворота в 1969г., свергнув короля Идриса I. Племя Хараби, к которому принадлежал низложенный король, естественно заняло враждебную позицию к новому лидеру и периодически начинало восстания. Армия жестоко подавляла их, а часть земель племени передавалась более лояльным.
Но основная проблема была в другом районе. Бенгази-крупнейший, после Триполи, город, - находится на побережье Средиземного моря,в области Киренаика. Именно здесь радикальная исламистская оппозиция оформилась в Ливийскую Исламскую Боевую Группу (ЛИБГ). Члены данной организации активно участвовали во многих конфликтах за пределами страны, но основной их целью было свержение правительства Каддафи и создание в Ливии исламского государства.
В 2007 году Завахири официально объявил о слиянии ЛИБГ и «Аль-Каиды в исламском Магрибе». Но десятилетиями Каддафи умело держал ситуацию под контролем. Где-то жестко подавлял восстания, где-то щедро распределял материальные блага, полученные благодаря имеющимся крупным запасам нефти. Против ЛИБГ проводил военные операции, выявленных её членов сажал за решётку.
Однако, «лидер революции» вдруг решил «подкорректировать» курс Ливии и объявил о построении «народного капитализма». Смягчение политики привело кпопыткам договориться с террористами из ЛИБГ.Одним из жестов примирения было освобождение в 2009г. нескольких сотен арестованных членов ЛИБГ. Среди освобожденных был лидер исламистов Абдель ХакимБелхадж
[2].Он, совместно с заместителями написал документ на 417 листах, названный «исправительное исследование», в котором объявил джихад против Каддафи законченным.
Именно этот человек,в последствии, координировал «революционные» отрядыи возглавил один из них. Многие командиры, воюющие с правительственной армией, были членами ЛИБГ
[3].Гора бумаги не могла заставить джихадистов отказаться от намеченной цели. Они и стали ядром «восстания» в Ливии.
А началось оно 15 февраля 2011г. с уличных волнений в Бенгази
[4]. Несколько сотен протестующих выражали недовольство арестом правозащитника Фатхи Тербиля (которого быстро отпустили, но это уже никому не было интересно). Протест перерос в требования отставки правительства, и начались столкновения с полицией и провластными митингующими. Вскоре полиция разогнала недовольных, но уже 16 февраля был организован «день гнева», и в нескольких городах Киренаики провели массовые акции протеста.
Уже 20 февраля похоронную процессию, когда она проходила мимо армейских казарм, расстреляли неизвестные снайперы. Разъярённая толпаразгромила казармы и полицейские участки.В тот же день появились вооруженныегруппы, которыеи захватили власть в Бенгази. Тот факт, что между началом антиправительственных выступлений и началом вооруженного мятежа прошло только 5 дней, говорит о том, что это было не стихийным процессом.
Обычно, при описании падения Бенгази и появление у протестующих оружия и боевых подразделений говориться, что это было вызвано тем, что часть солдат ливийской армии перешла на сторону. Данный вывод вполне согласовывается с тем, что именно 20 февраля глава МВД Ливии генерал армии Абдель Фаттах Юнес сам перешёл на сторону мятежников и призвал остальных.
Но пример и приказы главы МВД не являются авторитетными для солдат регулярной армии. К тому же Юнес из «королевского» племени Хараби, в то время как в окрестностях Бенгази проживают преимущественно представители племени Варфаллаа. Кроме того, МВД под его руководством годами преследовало исламистов именно в этих краях, в результате чего в городе были и родственники тех, кто пострадал от рук Юнеса, и сами исламисты, которых обильновыпустили два года назад.
Мятежный генерал занял должность начальника генштаба «Национально-Освободительной Армии», но вся его ценность была в демонстрации другим высшим чинам правительства Каддафи выгоды от предательства. Летом, когда надобность в такой «наглядной агитации» отпала, то его убили. Убили на территории подконтрольной боевикам, возмущений по поводу его смерти замечено не было. Эти два обстоятельства говорят о том, что никаким авторитетом у мятежников он не обладал. Место Юнеса занял, уже упоминаемый мной, лидер ЛИБГ, Белхадж. Многие сходятся во мнении, что он и организовал убийство.
Но самым убедительным доводом против версии о переходе значительных частей армии на сторону восставших является тот факт, что быстро образовавшиеся отряды боевиков эффективно воевали только против гражданского населения и невооруженной как следует (да, ещё и преданной «сверху») полицией. Столкновения с регулярной армией обычно заканчивались победами последней. Уже к 17 марта бои велись на окраинах Бенгази, а остальные города были заняты правительственными войсками. И если бы не спешное принятие в тот же день резолюции Совбеза ООН № 1973 и начало натовских бомбардировок с 19 марта, то порядок вскоре был бы восстановлен.
Мятежникам помогали придать респектабельный вид. В Лондоне из политических беженцев от Каддафи была создана «Национальная конференция за ливийскую оппозицию», структуры координирующей действия «восставших».Самопровозглашённый «Переходный национальный совет»(ПНС) тут же был признан как единственная легитимная власть.
О том, что военный конфликт не был предназначен для исполнения чаяний ливийцев, говорит тот факт, что уже вскоре в Бенгази началось восстание. Да, восстание против восставших. Катар даже направил танки в Бенгази, для подавления восстания. Начато оно было племенем Варфаллаа,затем присоединилось племя Обейди и другие. Победа антиисламских сил была не приемлема для тех, кто организовал войну в Ливии. Для подавления восстания Катар использовал свои танки, причем, видимо из-за спешки, на них не закрасили опознавательные знаки этой страны, что было зафиксировано журналистами
[5].
Примеров террора, осуществляемого отрядами, подчинёнными ПНС было немало.
Вдокладе Комиссии ООН по расследованию военных преступлений и нарушений прав человека в Ливии, которая работала на территориях, подконтрольных повстанцам, говорится:
«Ее члены установили, что «революционеры» (силы, которые боролись против Каддафи) также «совершили серьезные нарушения, в том числе - военные преступления...». Они также прибегали к убийствам и избирательным нападениям»
[6].
Да, ООН не мог не писать про преступления «режима Каддафи», ведь именно под эгидой ООН совершалось уничтожение Ливии. Кроме себя, Комиссия прикрыла и НАТО, а прикрывать «оппозицию» уже не было смысла, в итоге в докладе рассказывается о различных преступлениях новой власти, вплоть до геноцида
[7]:
«Комиссия пришла к выводу, что “Мисрататувар“ (революционная группировка) убивала, произвольно задерживала и пытала жителей Таверги. На сегодня город пуст. Убийства, пытки и жестокое обращение, а также мародерство являются военными преступлениями. Нарушения имели масштабный и систематический характер противоречили международному праву в области прав человека».
Но неправительственная организация из Великобритании «British Civilians For Peacein Libya» опубликовала доклад, что в городах, которые они посетили (Триполи, Зауию, Бин-Валид, Таджуру, Фалшум и др.) свидетельств причастности войск Каддафи к убийствам мирных жителей они не нашли
[8].
О военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых силами, подконтрольными ПНС докладывали и правозащитные организации, которые на протяжении всего конфликта информационно поддерживали мятежников: «AmnestyInternational»
[9] и «HumanRightsWatch
[10]». Конечно, они это делали с оговорками, что воющие за Каддафи совершали преступлений больше, но разве есть хоть где-то утверждения, что они оставляли без населения целые города? У лидера Ливии на протяжении 40 лет правления было много поводов уничтожить или изгнать противостоящие ему племена, но он же не сделал этого. Жестко, или даже жестоко подавлял восстания - да, но не организовал геноцид.
И если во время правления Каддафи страна развивалась, то теперь она погрязла в междоусобных войнах, которым не видно конца.
Выводы.
· В Ливии была организована террористическая война: массовые акции террора сопровождались захватом территорий.
· Войну начала террористическая организация - АОК. У неё была структура, командиры, оружие.
· ПНС выдавал себя за субъект, ведущий войну за чаяния ливийского народао построении демократического государства, но именно внешние силы привели к поражению сил Каддафи. У основной ударной группы ЛИБГ были совсем другие идеалы - построение исламского государства на территории Ливии. Ни одна не была достигнута.
· Мировые СМИ развернули полноценную информационную войну с применением постановочных сюжетов. Российские СМИ давали альтернативную картину событий с опровержением ложных вбросов, но лишь надля аудитории, которая ограничивалась жителями стран СНГ.
· Поддержка со стороны России не была оказана.
· Война привела к «сомализации» Ливии, а не к заявленному построению демократического государства.
· Виновных в преступлениях, совершённых «восставившими» даже не искали.
· Были сформированы легальная и теневая структуры, первая вела переговоры и делала обращения «к мировому сообществу», вторая вела вербовку и ввозила в страну оружие.
· В войне был использован дополнительный элемент - межплеменные вооруженные конфликты.
Общие выводы по данной теме опубликую уже следующей статье.
Террористическая война, как новая угроза. Террористическая война, как новая угроза -- 2: Определение террористической войны .
Террористическая война, как новая угроза - 3: отличие от партизанской войны. Террористическая война, как новая угроза - 4: уничтожение Югославии. [1] Здесь и далее, до следующей ссылки, описание ситуации, предшествующей вооруженному конфликту в Ливии, на основании данных из книги «Политическое цунами» под редакцией С. Е. Кургиняна. Международныйобщественныйфонд «Экспериментальныйтворческийцентр». 2011
[2]ВВС, Великобритания, 04.07.2012г.
Profile:LibyanrebelcommanderAbdelHakimBelhadj [3] «AsiaTimes», Гонконг, 30.08.2011г. «Как в Триполи пришла к власти «Аль-Каида» (
Howal-QaedagottoruleinTripoli)
[4] Здесь и далее, до следующей ссылки, описание начало конфликта на основании статьи А.П.Данилова«Криминологический анализ агрессии против Ливии», сайт
Санкт-Петербургского международного криминологического клуба [5]Geostrategie, Франция, 07.08.2011г. «
Libye - Des blindésqataris à…».
[6] Статья на сайте «Центр новостей ООН», 02.03.2012г. «
Комиссия ООН: преступления против человечества в Ливии совершались не только войсками режима Каддафи»
[7] Статья на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека,
[8] «Росбалт», Россия, 19.04.2012г. «
Правозащитники не нашли доказательств преступлений Каддафи»
[9] «Le Monde», Франция, 12.09.2011г. «
Amnesty accuse le régime Kadhafi et les rebelleslibyens de crimes de guerre».
[10] «Взгляд», Россия, 18.10.2012г., «
HRW: Убийство Каддафи - не расследованное военное преступление».