Стихи: В ад одиноко сойдя с силой его побороться, С многой добычей назад вышел из ада Христос.
Во святую и великую неделю Пасхи празднуем само живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Нынешний праздник мы именуем Пасхой, что в переводе с еврейского означает «переход». Ибо это день, когда Бог в начале мир из небытия произвел. В этот день Он и израильский народ, чрез Красное море проведя, из рук фараона похитил. В тот же день, с небес сойдя, вселился Он и в утробу Девы. И ныне, исторгнув из адовых глубин все человеческое естество, возвел его на небеса и утвердил в первоначальном достоинстве нетления. Однако Христос, сойдя в ад, не всех воскресил, но избравших уверовать в Него; освободил Он и души святых, что от века насильно удерживались в аду, и всем на небеса восхождение даровал. Оттого-то в преизбытке веселья и празднуем мы с великой пышностью Его воскресение, запечатлевая радость, которой по милосердию Божию обогатилось наше естество. Равным образом и приветствие употребляем празднику свойственное, воочию являя этим прекращение вражды и соединение наше с Богом и ангелами.
Восстание же Господне произошло так. Когда воины стерегли гроб, около полуночи случается землетрясение, ибо ангел, сшедший с небес, отваливает камень от входа в гроб. Стражники, видя происшедшее, убегают и потому под утро субботы, то есть к середине ночи ее, открывается доступ туда для женщин. И прежде всех узнает о воскресении Матерь Божия, сидевшая с Магдалиной против гроба, как и Матфей-евангелист говорит (Мф.27:61). Но дабы не подвергалось оно сомнению из-за Иисусова родства с Матерью Его, то и сказано у евангелистов: Явился сперва Марии Магдалине (Мк.16:9). Она же и ангела на камне увидела, а наклонясь над гробом, разглядела и тех, что находились внутри. Эти-то и возвещают ей Воскресение Господне. «Ведь Он воскрес, Его нет здесь - говорят они, - рассмотри место, где положили Его» (ср.: Мф.28:9). Слыша это, Магдалина бежит к Петру и Иоанну, самым ревностным ученикам, и благовествует им Воскресение. Когда же возвращалась с другой Марией, встретился им Христос, Который сказал: Радуйтесь! (Мф.28:9) Ибо надлежало, чтобы пол, первым услыхавший: В болезнех родиши чада (Быт.3:16), первым и радости внял. Они же, увлекаемые любовью, приступают и касаются пречистых Его стоп с желанием тем вернее узнать. Апостолы между тем оказываются на месте погребения, и Иоанн, заглянув в гробницу, отходит, Петр же входит внутрь и тщательно все осматривает, касаясь погребальных пелен и головного плата.
А под утро Магдалина снова является ко гробу с другими женщинами, дабы еще крепче увериться в том, что видела и, остановясь подле него снаружи, плачет. Когда же наклоняется, то видит внутри двух ангелов, озаренных светом и восклицающих, словно запрещая ей рыдать: «Женщина! Что плачешь, кого ищешь? (ср.: Ин.20:13-16) Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (Мк.16:6). И тотчас восстают ангелы, объятые страхом при виде воскресшего Господа. Поэтому оборачивается и она и видит Христа стоящего, но, полагая, что это садовник (ибо гробница находилась в саду), говорит:Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин.20:15). Спаситель же, сделав знак ангелам, обращается к Магдалине: Мария! (Ин.20:16). Слыша сладостный и привычный голос Христа, та захотела коснуться Его. Он же сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему (Ин.20:17), как ты сама помышляешь, по-прежнему полагая, что Я только Человек; но иди к братьям Моим и скажи им все, что видела и слышала». Магдалина так и поступает. На рассвете опять приходит она с остальными ко гробу; те же, кто были с Иоанной и Саломией, пришли с восходом солнца. Проще же сказать, женщины приходили на гроб неоднократно, и среди них была Богородица, ибо Она - Та, Кого Евангелие называет Марией Иосиевой, Иосия же этот был сыном Иосифа. Впрочем, остается неизвестным, в котором часу воскрес Господь: одни говорят, что в первое пение петухов, другие - когда случилось землетрясение, третьи иначе.
Итак, когда все это произошло, некоторые из стражей, придя к первосвященникам, сообщили о случившемся. Те же, встретив их деньгами, уговаривают объявить, будто ученики Иисусовы украли Его, придя ночью. Вечером того же дня, когда ученики собрались вместе и двери из страха пред иудеями были накрепко заперты, входит к ним Христос (ибо Он был в нетленном теле), и благовествует обычное: «Мир!» Те же, увидев Его, премного возрадовались и чрез дуновение восприняли от Него еще более совершенное действие Всесвятого Духа (см.: Ин.20:19-23).
А о том, почему Воскресение Господа тридневное, надлежит понимать так. Вечер четверга и день пятницы (ибо евреи подобным образом измеряют сутки) - это один день. Ночь же пятницы и вся суббота, другие целые сутки - это день второй. Потом еще сутки - ночь субботы и день воскресенья (ибо целое берется без начальной части), и это день третий. Или вот еще как. Христос был распят в третий час пятницы. Потом от шестого часа до девятого наступила тьма, и это принимай за ночь, и вот, от третьего до девятого часа - одни сутки. Далее, после тьмы - день и ночь пятницы, вот двое суток, а день субботы и затем ночь ее - вот трое суток, по слову Евангелиста: по прошествии же субботы на рассвете первого дня недели (Мф.28:1). И если Спаситель обещал в третий день нас облагодетельствовать, то совершил это благодеяние еще скорее. Слава и господство Его пребывают во веки веков. Аминь.
ПАСХА ХРИСТОВА Деяния святых апостолов, 1 зачало, I.1-8
с нимиже и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися,
но ждати обетования** Отча,
еже слышасте от Мене: 5
яко Иоанн убо крестил*** есть водою,
вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех. 6
Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще:
Господи, аще в лето сие устрояеши Царствие Израилево? 7
Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета,
яже Отец положи во Своей Власти: 8
но приимете Силу****, нашедшу Святому Духу на вы,
и будете Ми Свидетелие***** во Иерусалиме же
и во всей Иудеи и Самарии
и даже до последних земли. .............................................................
Словарь:
*знамение -
**обетование
***крестил - от слова: "ваптисис" греч. - погружение.
В православном катихизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис - погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется. (https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/2)
****Силу -
*****Свидетелие -
---------------------------------------------------------------------------------Перевод на русский язык:
Свидетельство апостолами Спасителя и исповедание Спасителем Бога Отца людям
СЛОВО БОЖИЕ сегодня, в День Святой Пасхи:
"несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей Власти: 8
но приимете Силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми Свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли..." (Деян. 1.7-8)
из Евангелия Христова:
"...Слово Плоть бысть и вселися в ны, и видехом Славу Его, Славу яко Единороднаго от Отца, исполнь Благодати и Истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и Благодать воз благодать: 17 яко Закон Моисеом дан бысть, Благодать (же) и Истина Иисус Христом бысть..."
Человек создан Богом для жизни в Благодати Божией. Для жизни в Благодати Божией, необходимо не отступать от Истины и пребывать в Истине.
Первое отступление от Истины бытия человека произошло после его создания. Человекоубийца, диавол, посеял в душу человека мысль об обмане последнего Творцом, сославшись на непонимание человеком запрета о вкушения плода от разуметелного древа, которое создано было для понимания различия в добре и лукавстве (Быт.2:9), оно известно, как древо познания добра и зла.
Нарушением Слова Божия о не прикасании к древу познания человек вступил на путь нарушения мирозданческого порядка и познал собственную ограниченность и незрелость. Что в послании к Галатам апостол называет младенчеством в человеческом развитии. При развитии человека и получении человеком возможности хранения Духа Божия среди людей «Бог послал Сына Своего» для искупления человека от работы его на князя мiр сего (Гал.4:1-7; Евр.2:9-15). Воплощенное Слово Божие, создавший человека по Своему Образу и Подобию, пришел на землю вернуть человеку прежнее достоинство и возможность жить в Благодати Божией.
Он, Создатель наш, стал Спасителем и Ходатаем о творении Своем, заслонив Собою всех верующих в Него от праведного гнева Божия, Отца Небесного. То есть тех, кто желает исправить свой жизненный путь и пойти по пути, которым прошел в Своей земной жизни Иисус Христос. Спаситель оставил нам "Образ да последуем стопам Его" (1Пет.2:21), то есть пройдем тем путем, который приведет нас к жизни в Царстве Отца Небесного. Поскольку заповеди и образ (пример) Иисуса Христа дает нам возможность жить в Благодати Божией, то есть жить с помощью Силы Божией, Которая укрепляет и покрывает нас в этом мире, живущим "во зле" (1 Ин. 5:19)
Человек создан Богом для жизни в Благодати Божией. Для такой жизни, жизни в Благодати Божией, необходимо пребывать в Истине и не отступать от Истины.
Первое отступление от Истины бытия человека произошло после его создания. Человоубийца, диавол, посеял в душу человека мысль об обмане последнего Творцом, сославшись на запрет вкушения плода от древа познания.
Через нарушение Слова Божия о неприкасании к древу познания привело человека к нарушение мирозданческого порядка и к познанию собственной ограниченности и незрелости. Воплощенное Слово Божие, создавший человека по Своему Образу и Подобию, пришел на землю вернуть человеку прежнее достоинство и возможность жить в Благодати Божией.
Он, Создатель наш, стал Спасителем и Ходатаем о творении Своем, заслонив Собою всех верующих в Него от праведного гнева Божия, Отца Небесного. То есть тех, кто желает исправить свой жизненный путь и пойти по пути, которым прошел в Своей земной жизни Иисус Христос. Спаситель оставил нам "Образ да последуем стопам Его" (1Пет.2:21), то есть пройдем тем путем, который приведет нас к жизни в Царстве Отца Небесного. Поскольку заповеди и образ (пример) Иисуса Христа дает нам возможность жить в Благодати Божией, то есть жить с помощью Силы Божией, Которая укрепляет и покрывает нас в этом мире, живущим "во зле" (1 Ин. 5:19)
"несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей Власти: 8
но приимете Силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми Свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли..." (Деян. 1.7-8)
из Евангелия Христова:
"...Слово Плоть бысть и вселися в ны, и видехом Славу Его, Славу яко Единороднаго от Отца, исполнь Благодати и Истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и Благодать воз благодать: 17 яко Закон Моисеом дан бысть, Благодать (же) и Истина Иисус Христом бысть..."
"""""""""""""""""""""""""""" вступительное словоЕвангелие - Благовестие о "Слове Божием, пришедшим спасти мир". Человечество сотворено Творцом, Богом для совершенствования, для развития. И этому ходу развития не было бы конца, однако, конец человечеству будет положен, когда внутренняя возможность преображения человечества будет исчерпана. Об этом сказал Господь: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец." (Мар.13:32). Человеку свойственно нарушать правила, которые не он составил. Так и произошло первое нарушение человеком условий собственного существования на земле.
Причина прекращения жизни на Земле указана, как "охлаждение Любви", об этом сказал Господь: " по причине умножения беззакония, во многих охладеет (изсякнет - слав.) любовь" (Матф.24:12) "И если бы Господь не сократил (прекратил) тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни." (Мар.13:20)
Для понимания этого хода развития человечества Слово Божие использует образ Зерна.
Зерно - само по себе имеет всё для развития из него тех свойств и качеств, которые заложены в него Творцом. "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода." (Иоан.12:24). Таким образом, развитие подразумевает рост, отказ от начальных и преображение прежних способностей и возможностей для раскрытия скрытых, заложеных в него (образ зерна) Творцом процессов.
Творец предложил для человека все возможности бытия и, как Воспитатель, создал условие для воспитания воздержания в человеке, определив для этого процесса Древо познания добра и зла, которое, до определённого времени, было под запретом. Искушение Древом познания добра и зла нарушило естественное развитие духовно-душевно-телесного организма человека, а в результате и всего человечества. Инфекция (заражение) человеческого организма "самостью" произошло от общения с гордым духом о результатах этой "самости" (Быт. 3.5) человек не догадывался, а падший слуга Бога (искуситель) уже знал о последствиях нарушения мирозданческого порядка. И цель искушения чнловека состояла в разрыве единения творения с Творцом.
Падший ангел, "имеющий державу смерти", власть над смертью, (Евр.2:14 ) обольстил человека и ввёл его в духовный разрыв с Творцом. Таким образом, человек, нарушив Слово Божие о запрете питания от древа познания, потерпел крах, наступила не физичесая, а духовная смерть. "Смертью умрешь" - эти Слова сбылись над человеком. Лишившись Богообщения, человек прочувствовал страх. "И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся..." (Быт.3:8-10)
Благодатное Богобщение давало силу и смелость человеку, и Слова "только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" (Быт.3:3) понимались первым человеком как возможность пасть бездыханным, но искуситель убедил человека, что биологическая жизнь не прервётся, что и испытал на себе человек в лице своего помощника, то есть жены. Совершилось действие, страшнее физической смерти, нарушилась духовное общение между Творцом и творением. Виновник ощутил своё одиночество и страх.
Цель искусителя была достигнута, Правосудие Божие прогремело над головой создания и человек, новое создание Божие, был предоставлен, как ребёнок на произвол собственных ума и воли. Но он не знал особенностей окружающего его мiра. И не знал, что без Божественной любви, которая укрепляла его духовную природу, он становится в ряд одушевлённых, но смертных тварей. Человек всё более и более погружался в зависимость от материального своего тела и внешних физичесих воздествий окружающего мiра. Он стал подвережен власти искусителя, имевшего власть над смертью, и страх смерти подчинил человека законам физического мiра сего и того, кто имел "власть над смертию" (Евр.2:15).
Для избавления человека и открытия в нём всей полноты замысла Творца о нём нужен был человек, который показал бы на самом себе возможности того творения (человека), которого сотворил Бог. Он, этот человек, пройдя зависить и злобу окружающего мiра, претерпел бы смерть от материального мiра и, воскреснув от мертвых, показал бы в самом себе бессмертность человеческой плоти.
Эту Божестветвенную мысль о человеке мог исполнить Сам Творец, вочеловечевшееся Слово Божие.
"И слово Плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины"(Иоан.1:14)
Слово Божие принял на Себя плоть человека через Пречистую Утробу Девы Марии. Прославляя Пресвятую Богородицу Церковь поёт: "Нетле́ния искуше́нием ро́ждшая / и всехитрецу́ Сло́ву плоть взаимода́вшая, / Ма́ти Неискусому́жная, Де́во Богоро́дице, / Прия́телище Нестерпи́маго, / Село́ Невмести́маго Зижди́теля Твоего́, / Тя велича́ем.".
Таким образом был посрамлен искуситель человека и наследники первого человека получили возможность на самих себе показать достоинство человеческой личности и духовно-душевные возможности человека, следуя по "стопам Богочеловека, Иисуса Христа".
Евангелие - история спасения рода человеческого от "страха перед смертью", о будущем всеобщим воскресении и о Вечной жизни праведников с Главой нашего спасения, Воскресшим Богочеловеком Господом Иисусом Христом.
" Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 26 Последний же враг истребится - смерть,27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем." (1Кор.15:22-28)