НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ

May 08, 2016 08:29

НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)

Деяний святых постол, чтение. 14 зачало; V.12-20

Во время оно, руками апостолскими

быша знамения и чудеса в людех многа:

и бяху единодушно вси в притворе Соломони: 13

от прочих же никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие. 14

Паче же прилагахуся верующии Господви,

множество мужей же и жен, 15

яко и на стогны износити недужныя и полагати на постелех и на одрех,

да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них. 16

Схождашеся же и множество от окрестных градов во Иерусалим,

приносяще недужныя и страждущыя от дух нечистых, иже исцелевахуся вси. 17

Востав же архиерей

и вси иже с ним, сущая ересь саддукейская,

исполнишася зависти, 18

и возложиша руки своя на апостолы

и послаша их в соблюдение общее. 19

Ангел же Господень нощию отверзе двери темницы,

извед же их, рече: 20

идите и ставше глаголите в Церкви людем

вся Глаголы Жизни Сея.
--------------------------------
Перевод на русский язык:

НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)

Деяний святых постол, чтение. 14 зачало; V.12-20

В те дни руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом; 13 из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. 14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин. 15 Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. 16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. 17. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. 19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: 20 Идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни.

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)
от Иоанна, 65 зачало, XX.19-31

Сущу позде в день той

во едину от суббот, и дверем затворенным,

идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради иудейска,

прииде Иисус и ста посреде и глагола им: Мир вам. 20

И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя.

Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа. 21

Рече же им Иисус паки: Мир вам:

якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. 22

И сие рек, дуну и глагола им:

приимите Дух свят: 23

имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. 24

Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемыи близнец,

не бе (ту) с ними, егда прииде Иисус. 25

Глаголаху же ему друзии ученицы:

видехом Господа.

Он же рече им:

аще не вижу на руку его язвы гвоздинныя,

и вложу перста моего в язвы гвоздинныя,

и вложу руку мою в ребра его, не иму веры. 26

И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы его, и Фома с ними.

Прииде Иисус дверем затворенным,

и ста посреде (их) и рече: Мир вам. 27

Потом глагола Фоме:

принеси перст твой семо и виждь руце Мои:

и принеси руку твою и вложи в ребра Моя:

и не буди неверен, но верен. 28

И отвеща Фома и рече ему:

Господь мой и Бог мой. 29

глагола ему Иисус:

яко видев Мя, веровал еси:

блажени не видевшии и веровавше. 30

Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими,

яже не суть писана в книгах сих: 31

сия же писана быша,

да веруете,

яко Иисус есть Христос Сын Божий,

и да верующе Живот имате во Имя Его.
----------------------------------
Перевод на руский язык:

НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
(ВОСКРЕСЕНИЕ)
Ин., 65 зач., XX.19-31

Вечером, в первый день недели, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои, ученики обрадовались, увидевши Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его.

СЛОВО БОЖИЕ сегодня:

начало апостольской проповеди воскресения Христа и силы совершаемые апостолами вызвали зависть и противление среди церковных правителей Иерусалимского храма: и они сущая ересь саддукейская "...заключили их в народную темницу. 19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: 20 Идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни." (Деян. 5. 18-20)

из ЕВАНГЕЛИЯ ХРИСТОВА:

"Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его."

Господь и Спаситель говорит апостолу Фому: "...ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие..." (Иоанн 20. 29)

Вера и доверие.

"...у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна..." (Матф.19:26)

У апостола Фомы было желание видеть Спасителя, довериться же известию о том, что другие видели Воскресшего, он не мог ,   разум противился сердечной радости о вести об воскресшем Господе. На что он и получил наставление от Спасителя:  "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие".

Господь восстанавливает гармонию ума и сердца в Фоме, а на его примере и во всех нас. Фома тот, который призывал учеников пострадать с Учителем, когда Господь направлялся в Иерусалим перед воскрешением Лазаря (Иоан.11:16).

"Блаженны не видевшие и веровшие" в этих словах мы получаем от Господа утверждение того, что кроме опытного знания (познания, полученное опытом жизни) есть знание сердца (знание, полученное через интуитивное проникновение к цели познания). Гармония этих познаний и составляет ценность Знаний Человека. Господь и Спаситель пришел для того, чтобы освятить и утвердить эти пути познания Человечеству.

"архиерей и вси иже с ним, сущая ересь саддукейская"

Сегодня в Словах Священного Писания открывается вечный конфликт религиозных течений.Это конфликт рационалистов и ортодоксов.

Священное Писание для рационалистов является кодексом, оправдывающим их действия авторитетом Священных книг. Для ортодоксов  важен стиль поведения, который  основан на практике прежних поколений.

Книга Деяний святых апостолов саддукеев, рационалистов времени Иисуса Христа, называет ересью (https://translate.academic.ru/%D0%95%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8C/ru/).  Их отличала желание и умение быть при власти, терпимостью к внешней власти, от чего власть позволяла им руководить народными массами.

Судя по  тексту справочника ( https://eleven.co.il/jewish-history/second-temple-period/13644/ ), саддукии - рационалисты  времени Иисуса Христа и святых апостолов. Саддукие отрицали воскресение мертвых, чем в свое время воспользовался апостол Павел и  произвел ссору между фарисеями и саддукеями (Деяния 23 глава).
Саддукеи задавали испытующие вопросы Спасителю: о будушей жизни супругов, кто из супругов будет в вечности вместе? (см. Матф. 22: 23-30). Находясь же при власти, они воспользовались ею, арестовав апостола Петра и Иоанна.  " Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: 20 идите и ставше глаголите в Церкви людем вся Глаголы Жизни Сея. "

P.S. Ортодоксы - сторонники исполнения точности Писания и устной традиции, приобретенной за время существования религиозного течения. Ортодоксы же, опираясь на опыт святости жизни предков, и, считая исполнение требований религии, нормой поведения презирали людей, которые допускали  нарушения религиозных предписаний.
Рационалисты - те, которые придерживаются незыблемых основ, зиждимых на основе сохраненных письменных источниках (https://eleven.co.il/jewish-history/second-temple-period/13644/ ). По-русски говоря, рационалисты являются "буквоедами", не учитывающие ни историю, ни опыт жизни прежних поколений, оправдывая отступление от традиций толерантностью и объективной необходимостью соблюдения возникающих  условий.

Причиной конфликта этих религиозных течений является разное воззрение на Священные Тексты и жизненную практику религиозной общины. Священное Писание для рационалистов является кодексом, оправдывающим их действия авторитетом Священных книг. Для ортодоксов же кроме требований Священного Писания важен стиль поведения, который  основан на практике прежних поколений.  И то и другое течение имеет свою ценность, однако испорченность человеческой природы, не дает гармонии в душе поклонников этих религиозных течений. Одни увлекаются религиозном просвещением, другие исполнением "отеческих преданий". Поэтому Господь говорит Фоме: "видев Мя, верова: блажени не видевшии и веровавше ". Почему Спаситель и предупреждал Своих учеников: "как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?  Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского." (Матф.16:11,12)

------------------------------------------------
Синаксарь в неделю Фомину

Стихи:

Если ни ада ключи, ни гроб, запечатанный стражей,
Не был преградой Тебе, - как воспрепятствует дверь?

Сегодня, в неделю вторую по Пасхе, мы светло празднуем обновление Воскресения Христова и осязание святого апостола Фомы.

Обновлением назывался древний обычай праздновать среди года событие на некотором отстоянии от памятного дня, когда оно произошло, воспоминая тем самым среди года великие дела того дня, дабы не пришли они в забвение.

Поэтому и совершили евреи первую Пасху в Галгале[1] (Нав.5:10), как бы возобновляя переход чрез Красное море. Поэтому возобновляется у них - и притом со всяческой пышностью - Скиния свидетельства, и царствование Давида, и многое иное, чтобы не перечислять по отдельности.

Но так как дело Воскресения Господа несравненно больше всех жизненных событий и превыше всякого помышления, то мы празднуем и возобновляем его не только ежегодно, но и каждый восьмой день. И первое его возобновление - нынешний День Господень, который можно назвать поистине и восьмым, и первым. Восьмым тот день будет от Пасхи, а первым - как начало других. И потому еще он восьмой, что установлен по образу нескончаемого дня в будущем веке, который окажется первым и всецело единым, как не разделяемый ночью.

Это о возобновлении, что же до Фомы, то было так.

В день, когда Христос воскрес и явился вечером ученикам, Фома отсутствовал, ибо из боязни иудеев не присоединился еще к остальным. Когда же немного погодя пришел и узнал о посещении Христа, то не поверил не только ученикам, но и тому, что Христос вообще воскрес, отчего и оказался единственным из двенадцати, кто усомнился. Но искусный во всяком благе Бог, столь пекущийся и об одном ученике, а вместе с тем по некоему высшему замыслу об умножении веры в Воскресение и у последующих поколений, выждав восемь дней, чтобы пробудить в нем совершенную любовь и чтобы более других не веровавший выказал пред всеми испытаннейшую веру в Воскресение, является опять.

И входит, как прежде, сквозь запертые двери, но уже в присутствии Фомы, и по обычаю преподав мир, обращается затем к Фоме и говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин.20:27). Так как ты, опасаясь призрака, не мог зрением одним уверовать, но, будучи косен[2] , и об осязании вспомнил (этим Иисус показал, что когда Фома говорил такое ученикам, Он присутствовал и слышал), то вложи руку твою в ребра Мои».

Ясно, что рана в боку столь широка была, что и руку вмещала. Фома же, тщательно все исследовав и обретя веру чрез осязание (ибо ему ради уверения попущено было и то видеть, и это совершать даже в отношении нетленного и всецело обоженного тела), воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28), первое о плоти, второе о Божестве. И Христос говорит ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и веровавшие (Ин.20:29).

Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».

То было второе явление Христа. Третье произошло на море Тивериадском во время рыбной ловли, когда Он, представляя воскресение еще более несомненным, вкусил пищи, которая Ему Одному известным образом потреблена была огнем Божества. Затем явился в Эммаусе, а пятый раз - в Галилее и, как говорят, неоднократно являлся по воскресении одиннадцати, доколе не вознесся, творя пред учениками (ибо не многим это показывал) многочисленные и естество превосходящие знамения. Но евангелисты воздержались все это записывать, ибо невозможно многим и к тому же среди мира живущим людям слышать о том, что превыше всякого естества.

По молитвами Твоего апостола Фомы, Христе Боже Наш, помилуй нас. Аминь.

* * *
[1] Галгала - (евр. от глагола галал - «сваливать» и означает «свержение».) место первой стоянки евреев во главе с Иисусом Навином после перехода через Иордан и вступления в землю обетованную (Нав. 4, 19). Такое название места произошло оттого, что здесь, как сказал Сам Господь Иисусу Навину: «отъях, т.е. сверг поношение египетское от вас» (Нав.5:9)

Поношение египетское на евреях состояло в том, что родившиеся во время сорокалетнего странствования иудеи оставались необрезанными, как язычники египетские (в Египте совершалось обрезание только над жрецами, а простой народ оставался необрезанным), что составляло поношение для израильтян (Быт.34:14).

Кроме того, израильтяне во время странствования были под страхом египетского рабства и, как рабы, не имели своего отечества и поземельной собственности. Теперь, когда евреи в Галгале очистились чрез обрезание и вступили в завет с Богом и чрез то в действительное владение обетованною землею, как Богом данным отечеством, они действительно стали свободными чадами Божьими, с которых снялись последние признаки поносного египетского рабства. Тогда они праздновали Пасху (Нав. 5, 10).

[2] В слав. Триоди: «скор».
***********************************************

Глаголы Жизни, Синаксарь Цветной Триоди, Деяние святых апостолов, ПОИСКОВИК, ОГЛАВЛЕНИЕ, Субботние и Недельные чтения часть 1, Жизнь во Имя Его, Вера в воскресение Иисуса Христа, Фомино Воскресение, Зависть, Пасхальная седмица, Светлая седмица, Неделя Вторая по Пасхи, СЕДМИЦА 2-я ПО ПАСХЕ*, НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, Ересь саддукеев, СЕДМИЦА 2-я ПО ПАСХЕ

Previous post Next post
Up