Катанаев Г.Е. Еще об Ермаке и его Сибирском походе (1893г)

Dec 25, 2020 14:24


Катанаев, Георгий Ефремович (1848-1922).

Еще об Ермаке и его Сибирском походе

Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8

Из "Записок" Зап.-Сиб. Отд. Императорского Русск. Геогр. Общ., кн. 14, вып. 2. (1893 г.)
  • Начальные сношения русских с аборигенами Северо-Западной Сибири.
  • Новгородские и Московские походы в Югру.
  • Строгановы и их роль в занятии русскими прикамского и зауральского края.-Волжско-камская вольница Ермака.
  • Кто был Ермак.
  • Сибирский поход Ермака до занятия Искера.
  • Деятельность Ермака по занятии Искера до прихода правительственных войск.
  • Совместные действия Ермака и царских воевод.
  • Гибель Ермака и ее последствия.


Баснословные, издревле, богатства Сибири всякого рода пушным зверем давно уже (более чем за 400 лет до. включения приуральской части этой страны в состав Московского государства), привлекали к себе внимание русских торговых и промышленных людей. Еще в XI столетии известные проведыватели и извлекатели всяких богатств, новгородцы, завели в северо-западных ее частях торговые сношения с югричами и обдорою, нынешними остяками и самоедами, промышлявшими пушниною. Новгородские разведчики и «данщики» большими и малыми партиями рыскали по всей югрии и самояди; с ними шли промышленные и торговые люди, а за тем и новгородские рати детей боярских и всякого рода вольницы или ушкуйников[1], этих предтеч будущих вольных казаков. В древних новгородских летописях не раз упоминается о более или менее удачных поисках как мирного, так и военного характера; известна, например, посылка новгородским купцом Гурятой Роговичем[2] своего «отрока» с товарищи для разведок Мугазеи в XII столетии.[3] В хронографах ХIV столетия упоминается под 1364 годом о возврате в Новгород из югорской земли (т. е. с низовьев Оби) многих детей боярских и разных «молодых людей» с воеводами Александром Абакумовичем[4] и Степаном Ляпою[5], ходивших в Югорскую землю для завоеваний и для сбора дани. Эти новгородцы действовали в Югрии[6] двумя отрядами, один из которых шел по нижнему течению Оби вплоть до Ледовитого океана, а другой ходил вверх по Оби. Поход был удачный.

По имеющимся данным в архивах мы даже можем в настоящее время проследить те пути, которыми русские в XII- XVI столетиях[7] проникали в только что помянутые части северо-западной Сибири; пути эти теперь уже заброшены, а в те давно прошедшие времена были настолько проторены, что даже встречавшиеся на них те или иные природные урочища носили русские, а не инородческие (как теперь) названия. Морской путь шел от устьев Печеры «морем окияном» в Югорский шар (пролив, отделяющий остров Вайгач от материка Европы)[8] по «Нярзомскому» (Карскому) морю к устью Мутной реки (ныне - Созбея[9]), этою рекою до ее верховьев, волоком на Зелёную реку (ныне - Ивога под 70 северной широты), поперек Обской губы до мыса Поворотного[10], Тазовскою губою и в устья Таза в Мулгазею или Мангазею[11] тогдашнюю Колхиду пушной рухляди. - Речными путями чаще всего выходили из Печеры на Усу и Елец[12] к волоку чрез Югорский камень[13], где находилось становище, носившее название Рогового городка[14], быть может, в память только что помянутого новгородца Гуряты Роговича, в р. Собь, впадающую в Обь и далее по Оби вниз до Губы или вверх в Сибирское ханство на Иртыше, Туре и Тоболе. Третий, еще более южный и не менее древний, чем только что упомянутый путь, шел еще южнее и носил название Югорского и, выходя из за Югорского камня на восток, упирался в речку Киртас, против Сылвы[15], впадающей в Сосву[16] и далее в Обь. И здесь на волоке через Югорский камень устроено было издавна русское Сылвенское зимовище[17], а там, где впоследствии появился Березовский острог[18], другое становище.

С падением Великого Новгорода и переходом его наследия в руки Москвы, переходит и роль его по отношению к Югре и Обдоре к москвичам. Московские великие князья также собирали дань с югричей и не раз посылали свои рати за «какень»[19] (т. е. за Урал) и «волок» как для усмирения строптивых, так и просто для «памяти» о том с кем те имеют дело. Таким образом, например, известен поход за Урал Василья Скрябы[20] в 1465 г.; поход московских воевод кн. Курбского-Черного[21] и Салтыка-Травника[22] в 1483 г.; воевод князей Курбского и Ушатого в 1499 г. и проч.[23]

Все это были, несомненно, походы к низовьям Оби на вогуличей и остяков, не касаясь собственно так называемого Сибирского царства, располагавшегося по притокам Тобола и среднему Иртышу. Сюда пролегал еще более южный речной путь, чем только что названые, а именно: с верховьев Печеры волоком через Уральский хребет к истокам Лозвы[24], далее Лозвою в Тавду и Тобол. По отношению к прочим северным инородцам царство это занимало первенствующую роль вершителя их судеб; хотя, само собою, по дальности расстояний и крайней редкости населения северных необъятных пространств. не могло выражать свою власть особенно резко и настойчиво. Несомненно, что даже само оно, при всем своем главенстве над прочею нижне- и средне-иртышскою инородческою населенностью, чувствуя свое бессилие пред свободно распоряжавшимися на севере русскими промышленными и воинскими людьми, заискивало пред московским правительством, посылая даже время от времени к тамошнему двору подарки или «дань». По крайней мере, в одной из грамот царя Федора Иоанновича к сбитому уже тогда с насиженного куреня Кучуму[25] (1597 г.) между прочим читаем: «Из давних лет Сибирское государство было вотчиною прародителей наших блаженные памяти великих государей русских царей, как еще на сибирском государстве был дед твой Ибак-царь, и с сибирские-земли великую дань давали нашим прародителям великим государем-царем; а после деда твоего Ибака-царя были на сибирском государстве князи Тайбугина роду, Магмет князь, после него Казый князь, а после Казые Едигер князь, и те все князи деду нашему блаженные памяти великому государю-царю и великому князю Василью Ивановичу всея Руси и отцу нашему блаженные памяти великому государю-царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русси с Сибирские земли дань давали»[26]. Не даром знаменитейший из московских собирателей русской земли Иван Васильевич III включил в свой длинный титул звание «Югорского», а сын его Василий Иванович «Кондинского и Обдорского», а Иван IV и «Сибирского»!

[1] Ушкуйники - новгородские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (на Руси XIV-XV вв.), охраной приграничных территорий Великого Новгорода. Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках. (примеч. ред.)

[2] Гюрята Рогович (или Георгий Рогович) - новгородец, жил в конце XI и начале XII вв. и известен, по упоминанию начального летописца (под 1096 г.), как автор рассказа о югре - единственного источника об этом племени в XI в (примеч. ред.).

[3] Новгородцы продавали железо которого не было у югры в обмен на пушнину. Позже обложили югру данью. Югорские народы в XII веке несколько раз восставали против сбора дани. В 1187 году жители Югры убили новгородцев, приехавших к ним для сбора дани, и это послужило предлогом для изгнания новгородцами князя Мстислава Давидовича. В 1193 году новгородцы решили отомстить Югре и послали туда отряд во главе с воеводой Ядреем. Ядрей осадил одно из укреплённых мест в Югре. Его жители выразили желание покориться и пригласили Ядрея на переговоры, однако зарубили его вместе с двенадцатью ближними дружинниками. Та же участь постигла ещё 80 человек, которых югорцам удалось заманить следом. Спасаясь от дани югра постепенно перекочевала за Урал (примеч. ред.).

[4] Александр Абакумович - новгородский воевода, первооткрыватель Западной Сибири и Полярного Урала. В 1364 г. по реке Уса через р. Собь. в низовья Оби. Исследовал Обь до впадения Иртыша (примеч. ред.).

[5] Степан Ляпа - новгородский воевода. Его отрядом заложены первые крепостицы за Уралом, в том числе Ляпин городок. Через сто лет там существовало Ляпинское княжество - объединение Югорских племен, пытавшееся вступить в союз с Москвой против Новгорода (примеч. ред.).

[6] Наименование в русских источниках XII-XVII веков территорий на Северном Урале и побережье Северного Ледовитого океана от пролива Югорский Шар до устья реки Таз, на которых жили угорские хантыйские и частично мансийские племена (примеч. ред.).

[7] В VIII - XIV вв. имел место так называемы малый или средневековый климатический оптимум (потепление), способствовавший всеевропейской экспансии земледельческих народов в периферийные малонаселенные районы (примеч. ред.).

[8] Вдоль берега - более 400 км. (примеч. ред.)

[9] Вероятно, ныне река Юрибей, потом ее приток (возможно ручей) и волоком (где-то тут 68.473811, 72.240582) в реку Нюдя-Наваяха - Наваяха - Нулмаяха - Обская губа. (примеч. ред.)

[10] Вероятно, мыс Круглый. Возможно, еще два века назад там был более выраженный мыс. (примеч. ред.)

[11] Город был где-то тут: 66.6891, 82.2543. (примеч. ред.)

[12] Реки Уса и Елец 67.051793, 64.115398. (примеч. ред.)

[13] Старое название Уральского хребта. (примеч. ред.)

[14] Скорей всего, теперь станция Полярный Урал 67.008597, 65.081296 по перевалу через Урал теперь проложена ветка железной дороги. Прекрасный фоторепортаж о примерно тех местах пользователя ЖЖ Nord Ursus https://nord-ursus.livejournal.com/168464.html. (примеч. ред.)

[15] Ныне река Ляпин (63.837245, 61.354655), где-то на ней находился упомянутый выше в примечаниях Ляпин городок (примеч. ред.).

[16] Р. Печора - р. Юргинская- волок около 1,7 км. - р. Котлия - Большая Сосьва - Северная Сосьва - Обь. Или Печора - Щеголинская - волок (в полноводный сезон) - Большая Сосьва. В остальных вариантах волоки около 2,5 км. Я полагаю волок мог быть тут: 62.085082, 59.435421. Но не факт, что ландшафт не изменился. (примеч. ред.)

На мой взгляд самый удобный волок: Печора - Шугер - Волоковка - волок 1,5 км - Большая Турупья - Ятрия - Ляпин. Но, возможно, Ляпин был долго закрыт для русских (примеч. ред.).

[17] Данные археологических раскопок доказывают, что уже в XIII веке на сылвенских землях селились отдельные группы русских людей. Возникновение Ногайского и Казанского ханств, а также приход башкирских племен вынудили русских в середине XVI века покинуть эти места на несколько десятилетий (примеч. ред.).

[18] Практически устье Северной Сосьвы ныне поселок Березово (63.932046, 65.039011). (примеч. ред.)

[19] Возможно, опечатка в оригинале. (примеч. ред.)

[20]Скряба Травин Тимофей (Василий) Григорьевич Боярин, родоначальник фамилии Скрябиных. атаман в Устюге 1465 г., ходивший с вольницею на вогуличей и приведший в Москву князей югорских Калпаса и Течика. (Примеч. ред.).

[21] Курбский, Фёдор Михайлович Чёрный (убит в 1549 под Плёсом) - князь и воевода на службе у Московских князей Василия III и Ивана Грозного. (примеч. ред.)

[22] Иван Иванович Салтык Травин, русский воевода, двоюродный брат Василия Скрябы (примеч. ред.).

[23] Миллер. Описание Сибирского Царства Спб. 1750 г. (примеч. автора).

[24] Печора - Тумпья - волок 2,6 км (61.848253, 59.333182)- Лозьва (примеч. ред.).

[25] Кучум захватил Сибирское ханство в 1563 году. Он умело направлял недовольство хантов и манси против русских обещая им помощь и поддержку. Скопившиеся обиды уральцев вылились в так называемую строгановскую войну 1572-1573 годов (примеч. ред.).

[26] Грамота царя Фёдора Иоановича (Блаженного) к сибирскому хану Кучуму 1597 г. о неуплате дани.

Старые книги, казаки, Сибирь, Катанаев, Записки Западно-Сибирского отделения Гео, Ермак

Previous post Next post
Up