Аналитика
12:35 23.03.2012 | общество
"Поповкин перешел дорогу влиятельным людям"
Роскосмос продолжает погружаться в череду скандалов и интриг. К происшествиям, связанным с падениями спутников и носителей, добавились выяснения отношений между первыми лицами агентства. И в этом смысле довольно странной оказалась ситуация с письмом заместителя гендиректора ОАО "Российские космические системы" Ивана Голуба с предложением к главе Роскосмоса об отставке. Пикантности добавило то, что уже к вечеру "открытое письмо" было удалено и названо документом для внутреннего пользования. Что касается куратора этой отрасли Дмитрия Рогозина, то он вновь предостерег чиновников от выяснения отношений на публике. Накануне.RU попыталось разобраться в ситуации.
Противостояние руководства Роскосмоса и РКС началось еще в прошлом году, когда Владимир Поповкин инициировал проверку расходования финансов, которые выделялись на разработку системы ГЛОНАСС. В недавнем интервью он пояснил, что речь шла о сумме более 3 млрд руб., которые якобы были растрачены не вполне эффективно.
"Например, проверка, которая проводилась нами в РКС, позволила установить, что основной поток средств по программе ГЛОНАСС уходил через ЗАО "НПО КП", хотя эта структура не имела ни технических, ни производственных возможностей, ни режимного отдела. Возникло много вопросов, и когда Счетная палата проверяла их в прошлом году, ее аудиторы обратили внимание на неэффективность расходования средств", - заявил глава Роскосмоса.
В то же время, несмотря на "вопросы Счетной палаты", суд неоднократно признавал, что нецелевого расходования средств у "Российских космических систем"не было.
Заместитель гендиректора РКС Иван Голуб напомнил Поповкину в открытом письме, опубликованном на сайте компании, о решении суда, а также обвинил его в том, что в рамках реформы Роскосмоса его глава использует волюнтаристские методы и руководствуется "правовым нигилизмом".
"Вами создана бесконтрольная, с точки зрения закона о госслужбе, группа лиц, получивших неограниченные полномочия. Придуманные ими дополнительные проверки цен по государственным контрактам, заключенным по результатам конкурса, и их требования о возврате части средств ничего общего с законодательством о торгах не имеют", - заявил Голуб.
Он опроверг обвинения Владимира Поповкина в нецелевом расходовании средств, и напомил, что девять судебных решений по расследованию деятельности ЗАО "НПО КП" были признаны не соответствующими действительности. В заключение Голуб прокомментировал инцидент с "пьяной дракой" Поповкина, который его "шокировал".
"Конечно, пользуясь своим положением, вы можете продолжить удивлять нас, но может быть вы тихо уйдете. Стыдно ведь... нам", - завершает письмо чиновник.
Напомним, что накануне 8 марта глава космического агентства был госпитализирован. Официальной причиной значилось переутомление, однако ряд СМИ активно обсуждал версию пьяной драки, в результате которой генерала ударили по голове бутылкой.
"Тот бред, что публиковался в интернете, не соответствует действительности даже на полпроцента. Тот информационный фон, который создавался в первые дни моей болезни, позволил мне понять, что некоторым руководителям предприятий Роскосмоса есть что терять в результате проводимых в отрасли реформ", - таким образом сам участник событий прокомментировал произошедшее.
Это был бы обычный обмен колкостями, если бы за ними не последовало странное удаление письма с сайта РКС. Вместо него появилось объявление, в котором говорилось, что "открытое письмо" предназначалось для публикации на внутреннем сайте компании, и в открытом доступе было размещено случайно. Довольно странным получается "открытое письмо для внутреннего пользования".
Напомним, что сейчас в стране происходит смена власти и помимо министерских постов вполне могут быть заменены и руководители крупных, имеющих государственную значимость, корпораций и агентств. В то же время, несмотря на то, что Владимир Поповкин руководит Федеральным космическим агентством чуть меньше года, за это время произошел ряд крупных аварий, а сейчас потянулся шлейф из скандалов, порочащих и личную репутацию отставного генерала.
Эксперты космической отрасли вообще отказываются комментировать этот инцидент, говоря, что мнение о нем выражается в "нецензурных словах". Отмалчиваются и пресс-службы Роскосмоса и РКС. Лишь пресс-секретарь Поповкина Анна Ведищева намекнула, что "на воре и шапка горит" и заявила, что против ее шефа началась "информационная война".
Как уже говорилось, сам Поповкин уверен, что информационная кампания против него связана с выстраиванием антикоррупционных механизмов, которые помогут "сделать финансовые потоки прозрачными и открытыми".
Владимир Поповкин затронул интересы влиятельных людей в тот момент, когда начал перестраивать направление финансовых потоков внутри агентства. Однако, волна "черного пиара" не сможет повлиять на дальнейшую судьбу главы Роскосмоса. Такое мнение озвучил Накануне.RU председатель Общественного совета при министерстве обороны, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Вопрос: Произошла довольно странная история с письмом замглавы "Российских космических систем" Ивана Голуба, в котором тот предлагает Поповкину уйти в отставку и опровергает обвинения в растрате средств на ГЛОНАСС. Затем письмо пропало, и было объявлено, что оно предназначалось для внутреннего пользования. Ваше мнение, насколько такое письмо может быть случайностью?
Игорь Коротченко: В таких вещах случайностей не бывает. Письмо было удалено с сайта после того, как Дмитрий Рогозин, вице-премьер по оборонно- промышленному комплексу, высказал запрет на публичное выяснение отношений между Роскосмосом и подведомственным предприятием "Российские космические системы" в СМИ. На самом деле, разумеется, это была открытая информационная акция, направленная против Поповкина. Здесь не должно быть иллюзий, очевидно, мы присутствуем при, скажем так, выяснении отношений, ввиду того, что происходит перераспределение финансовых потоков в системе Роскосмоса. Поповкин, как новый руководитель, проводит мероприятия, связанные с оптимизацией деятельности агентства, с концентрацией финансовых ресурсов на приоритетных направлениях деятельности. То есть происходит внутренняя реструктуризация, которая задевает, в том числе, и прежних получателей бюджетных трансфертов на те или иные космические программы. Поэтому мы наблюдаем, как идет информационная атака с использованием технологий "черного пиара" против руководителя Федерального космического агентства, вещи надо называть четко своими именами.
Вопрос: Скандал с "пьяной дракой" - из этой же серии?
Игорь Коротченко: Посмотрите, что получилось - никто не знает, на самом деле, что произошло с Поповкиным. Человек попал в госпиталь, но транслировавшаяся через интернет информация носила признаки такого "черного пиара" в отношении Поповкина. В этом плане я хочу поддержать Владимира Александровича Поповкина, потому что это достойный человек, хороший руководитель, могу сказать, что он прошел в системе космических войск, военного космоса, все ступеньки. Это человек, который безусловно компетентен. Другое дело, что в неудачах, которые у нас есть в космических программах, не Поповкин виноват, виновата, прежде всего, ситуация 90-х годов и последующие годы. Цикл проектирования и строительства космических станций, спутников, ракет, он сам по себе гораздо дольше длится, чем Поповкин находится во главе Роскосмоса, он там года не проработал еще. Поэтому вешать на него всех собак за неудачи, либо обвинять в чем-то - это, как минимум некорректно, потому что эти упреки надо адресовать предыдущим руководителям Роскосмоса.
Вопрос: Чуть раньше Дмитрий Рогозин обратился к производителям военной техники и чиновникам Минобороны с тем же запретом на публичное выяснение отношений. Почему такие вещи все чаще через СМИ происходят, неужели действительно нельзя иначе договориться?
Игорь Коротченко: Я могу сказать, что последний скандал, связанный с Роскосмосом, его подоплека совершенно очевидна - финансово-экономическая. Понятно, что выделяются громадные деньги и если они вдруг меняют направление, то затрагиваются интересы достаточно многих влиятельных лиц. Поэтому попытки Поповкина оптимизировать структуру Роскосмоса, ужесточить финансовый контроль, перераспределить финансовые потоки по другим схемам по сравнению с тем, какими они были до сих пор, естественно будут вызывать неудовольствие достаточно крупных и влиятельных игроков. Мы знаем, что у нас в отрасли оборонно-промышленного комплекса за 1990-2000-е годы творились совершенно чудовищные вещи, поэтому не надо думать, что кто-то там обладает "государственным менталитетом". Сейчас все решают деньги, рыночная экономика.
Посмотрите, что произошло с тем же самым НПО "Алмаз" - коллектив предприятия ГСКБ "Алмаз-Антей" обратился в газету для того, чтобы довести до сведения верховной российской власти, что имущественный комплекс "Алмаза" полностью утерян, что его владельцем стал прежний генеральный директор господин Ашурбейли. Казалось бы ситуация совершенно вопиющая, в нее должна включаться вся система российских правоохранительных органов и спецслужб, а господин Ашурбейли, по логике, должен сейчас в Лефортово сидеть, в следственном управлении ФСБ. Однако этого не происходит, и коллектив предприятия вынужден обращаться в газету. Они говорят: "Ребята, у нас увели весь имущественный комплекс, нашу технику экспериментальную выбрасывают на улицу, она там гниет под снегом, предприятие лишилось всех производственных мощностей, в цехе опытного производства устроили дискотеку с самой длинной барной стойкой в Европе - 140 метров". И вот эти вещи они вынуждены озвучивать через прессу. Спрашивается, а где у нас вообще весь комплекс правоохранительных органов и структур? То же самое - везде. Поэтому атака на Поповкина, в основе своей, заключается в том, что Поповкин нарушил чьи-то бизнес-интересы. Только поэтому его стали так "полоскать".
Вопрос: Насколько велик уровень коррупции в Роскосмосе?
Игорь Коротченко: Я помню, что публиковались статьи, в которых говорилось, что в системе отдельных предприятий существовали фирмы однодневки, через которые шел "обнал", закупались некондиционные китайские и тайваньские микросхемы, которые потом устанавливались в спутники, и они выходили из строя. Ровно столько, сколько есть коррупции в нашем государстве, ровно столько ее присутствует и в Роскосмосе. Не больше и не меньше. Как говорится, стерильных палат не бывает - Роскосмос поражен теми же самыми болезнями, которыми поражена российская оборонная промышленность.
Вопрос: И Путин и Медведев постоянно говорят о борьбе с коррупцией…
Игорь Коротченко: Борьба с коррупцией должна вестись, и я считаю, что антикоррупционные заявления Владимира Путина должны быть конвертированы в конкретные уголовные дела. Фигуранты есть, и мне непонятно, почему Федеральная служба безопасности не инициирует возбуждение уголовных дел против конкретных коррупционеров в оборонно-промышленном комплексе. Почему используются газеты для того, чтобы трудовые коллективы могли стучаться в двери верховной власти. Это абсолютно ненормальная ситуация. Где у нас МВД, где у нас все антикоррупционные структуры? Поэтому, я, все-таки, считаю, что ситуация с Поповкиным - попытка облить грязью человека, который пытается выстроить нормальную работу агентства.
Вопрос: Сейчас происходит смена власти. Может ли в этот период череда скандалов привести к очередной смене главы Роскосмоса?
Игорь Коротченко: Я могу сказать, что это сфера компетенции нового президента России. Зная Владимира Путина и логику его кадровых решений, могу совершенно уверенно сказать, что попытки использовать прессу, чтобы кого-то чем-то облить, абсолютно не повлияют на его решение. Путин судит о руководителях, во-первых, по своему личному впечатлению об эффективности их работы, во-вторых, по общему состоянию отрасли. У него есть альтернативные каналы получения информации о тех или иных ключевых фигурах в правительстве, в оборонно-промышленном комплексе. Поэтому, я думаю, что вот эта атака абсолютно не повлияет на какие-то кадровые вопросы.
Поповкин проработал слишком мало, ему надо дать три, а может быть, даже пять лет нормальной спокойной работы, чтобы он мог изменить ситуацию в отрасли, которая, конечно, далеко не блестящая. Напомню, что были позорные провалы в нашей космической программе, которые привели к очень сильному репутационному ущербу Российской Федерации, поэтому назначение Поповкина - это было назначение профессионала, который должен навести порядок в отрасли. И ожидания руководства страны связаны с тем, чтобы ситуация в отрасли изменилась к лучшему, для этого руководителю надо дать время для нормального вхождения в должность и полноценной работы. Поэтому, я убежден, что все эти скандалы на его судьбе никак не отразятся.
Вопрос: Тем не менее, как Вы считаете, будет ли этот ком скандалов дальше нарастать?
Игорь Коротченко: Я видел Поповкина на коллегии министерства обороны, это было два дня назад. По его внешнему виду абсолютно не было заметно, что то, что о нем писали в интернете, с ним действительно произошло. Это был нормальный, уверенный в себе, улыбчивый человек без явных следов внешних повреждений, поэтому, как я его знал все эти годы, таким его и увидел. Что касается новых атак, то мне кажется, что их уже не будет - столько вывалили дерьма, куда уж больше. Те, кто это инициировал, они свою работу сделали, но, мне кажется, что особого результата не будет, потому что с точки зрения существующих раскладов Путин не ориентируется на компроматы, которые публикуются где-то в СМИ. Он ориентируется на деловые качества и профессионализм людей, которых он назначает на те или иные должности. Мое мнение: несмотря на все скандалы и наезды, которые осуществляются через интернет, он должности не лишится и продолжит руководить Роскосмосом.
Сергей Табаринцев-Романов
http://www.nakanune.ru/articles/16352