Ну нет! Это наблюдается у Шванкмайера во всех фильмах, что я видел. А я видел четыре полнометражных фильма и несколько короткометражек.
Скорее, здесь Шванкмайер сосредоточился на пространстве квартиры (и дома) современной молодой семьи. Оно является одним из источником фантазий девочки, как мне кажется. Обилие белого цвета в квартире создаёт ощущение долгого дня, когда родители заняты или на работе и когда ребёнок ищет чем заняться. На родителей это пространство действует немного иначе.
Да, я тоже видал его короткометражки, Алису и Фауста, но вот настоящий кайф испытал именно от Полена. Здесь-то у него еда прямо связана с Поленом: непрерывно жрать - его основная и единственная функция. Насчет пространства квартиры… Я, честно говоря, не вижу этого. А как показано, что оно является источником фантазий девочки? И ведь девочка, по-моему, вовсе не ищет, чем заняться, она непрерывно чем-то увлечена, и ее фантазии порождаются всем, что она видит: от чтения книг по сексопаталогии до беременности соседки.
Интересно, но, по-моему, все-таки не так. Камера тут объективна, и по большей части мы видим как раз то, чего девочка не знает и видеть не может: действие происходит на даче (именно здесь происходит превращение), на приеме у гинеколога и т.д. Когда я говорю о сомнительности психологического ключа, я имею в виду не источник вдохновения художника, а возможность интерпретации самого текста (того, о чем он). Я ведь тоже не настаиваю на своей правоте, просто интересно вот так - в диалоге - попробовать получше понять фильм :)
Сказки - свое особое пространство, к которому мы привыкаем и принимаем его условия, что не надо удивляться, что звери говорят (мой любимый пример из Умберто Эко), или что героя съест дракон, а потом его склеят живой водой. Это наша читательская позиция, верить в это и "не выпендриваться". Художественное пространство сказки шире пространства реальности (включает неправдоподобное), вернее, не шире, а пересекается с ним только частично. Техника сюрреализма - вырвать элементы из художественного пространства, в котором они органичны, и поместить в другое - довольно реалистичное изображение жизни молодой семьи. То же и с Алисой в мягкой форме - она попадает в сказку, оставаясь обычной викторианской девочкой, а не девочкой сказочной, и поэтому смотрит на то, что происходит в Стране Чудес обычным взглядом разумной семилетней девочки. В результате получается clash, несоответствие элемента системе или системы элементу, которое заставляет заново взглянуть на оба. Такой примерно механизм абсурда, как я его воспринимаю.
Comments 9
Ну нет! Это наблюдается у Шванкмайера во всех фильмах, что я видел. А я видел четыре полнометражных фильма и несколько короткометражек.
Скорее, здесь Шванкмайер сосредоточился на пространстве квартиры (и дома) современной молодой семьи. Оно является одним из источником фантазий девочки, как мне кажется. Обилие белого цвета в квартире создаёт ощущение долгого дня, когда родители заняты или на работе и когда ребёнок ищет чем заняться. На родителей это пространство действует немного иначе.
Фильм смотрел год назад, слегка подзабыл.
Reply
Здесь-то у него еда прямо связана с Поленом: непрерывно жрать - его основная и единственная функция.
Насчет пространства квартиры… Я, честно говоря, не вижу этого. А как показано, что оно является источником фантазий девочки? И ведь девочка, по-моему, вовсе не ищет, чем заняться, она непрерывно чем-то увлечена, и ее фантазии порождаются всем, что она видит: от чтения книг по сексопаталогии до беременности соседки.
Reply
Reply
Когда я говорю о сомнительности психологического ключа, я имею в виду не источник вдохновения художника, а возможность интерпретации самого текста (того, о чем он).
Я ведь тоже не настаиваю на своей правоте, просто интересно вот так - в диалоге - попробовать получше понять фильм :)
Reply
и да, с прошедшим днем ментора ;-)
мне было вельми приятно у Вас учиться!
а Полено я как-то посмотрю...не видела.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment