Ну как было не свозить Лизу и Варю в Гераклею! Сознательно даю такой план, поскольку не хочу делиться со всеми лицами своих любимых, а на общем фоне они дают масштаб раскопанным зданиям погибшего от землетрясения города. Последний раз были здесь недавно, в январе. За два месяца появились новости для нас: фундамент большого храма в восточном углу форума. Смотритель пояснил заодно чередование квадратных и круглых помещений: после трех магазинов фасадом к форуму шел алтарь, потом опять три магазина и алтарь. Очевидно, алтари были разным божествам. А в конце, напротив базилики у противоположного западного края - уже большой, главный храм. Где-то нераскопанным остается местный Колизей, поскольку надпись с благодарностью богатому человеку, устроившему гладиаторские бои, уже откопали, то должен быть и ринг для этих боев. Возможно, там, где прошли Лиза с Варей:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/906092/26548984.10/0_ebe68_6b55308b_orig.jpg)
Наиболее важные камни с надписями, понятно, ставили в общественном месте, у форума. А вот этот памятник III века нашей эры явно с кладбища:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/987895/26548984.10/0_ebe69_c752bacf_orig.jpg)
Его перенесли близко к туристам, а рядом - планшет с переводом надписи на болгарский и английский языки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/770612/26548984.10/0_ebe6a_d153ba2d_orig.jpg)
А Люба перевела текст на русский. Вот что там написано:
"Я, Кассандр, умерший насильственной смертью, завершил свою жизнь на пути из Пауталии (ныне - Кюстендил, поясняют переводчики) к Сармее (Гераклея Синтика?): меня предал друг, подобно тому, как сын предал Лаэрта (= Одиссей). Когда брат мой от одного отца вернулся (к этому месту), он нашел меня в пыли, изрубленного ужасными людьми, и спас мои останки, положив их в эту могилу в знак братской любви. Имя его - Пирий. Гробницу он построил не только для меня, но и для ныне живущих - моего сына Артимидора, самого себя и супруги (его? моей?) Венерии."
Интересно, что с Одиссеем сравнивается грек (судя по имени), живший спустя более тысячи лет после Гомера. А имя Лаэрта нам хорошо знакомо по Шекспиру. Вот сила настоящей литературы!