Собор Рильского монастыря расписывали (то, что сейчас можно увидеть на новых, относительно, стенах) довольно поздно - в 19-м веке. Когда церкви были уже захвачены академизмом, классицизмом и т.д., причем, и православные, и инославные. И вот - такое почти наивное искусство. Может быть, потому, что художники работали во времена духовного подъема болгар? Потому, что Рильский монастырь - основа этого подъема, школы, которые он открывал по стране, стали потом гнездами "будителей", гайдуки, которые охраняли его пределы и филиалы, стали основой ополчения. И художники ориентировались не только на близкие православные церкви, но и на народное восприятие религиозных легенд. Вот что получилось.
Но ладно, здесь, в монастыре, в день бывают тысячи человек и уносят с собой эти образы. Но вот в других горах, на менее пафосной поляне, где 150 лет назад была уничтожена старинная церквушка, под обыкновенным жестяным навесом стоит массовая статуэтка. А воспринимается - как реликвия. Потому что, как правильно написал в комменте к предыдущему посту Виталий Челышев, видно, как люди относятся к своей истории, духовной и материальной.