Mar 24, 2010 17:09
Имела в каментах у Фрицморгена место быть дискуссия с моим участием, темой которой был способ осуществления наказания за преступления совершенные детьми. Собственно, говорим "детьми" - понимаем "подростками", потому как ребенок младше 8-10 лет заметное антиобщественное деяние совершить не может, по техническим причинам, кроме как будучи орудием в руках взрослого. Собственно, что и навело на размышления - как в будущем могла бы выглядеть система осуществления наказания и перевоспитания (социализации) для таких правонарушителей.
Понятно, что случай с современными нам "зонами-малолетками" не выдерживает никакой критики, за примерами можно погуглить. Для преступников не подойдут и вариации на тему "коммуны Макаренко" - поскольку великий педагог таки свою концепцию разрабатывал для детского дома, а не тюрьмы.
И тут мне внезапно пришла в голову следующая мысль:
Всегда считалось, что важнейшим элементом (пере)воспитания малолетнего преступника является его социализация (для которой необходимы взаимодействия в группе). Группа самоорганизовывается (при посильном участии воспитателя) - но социальная структура, которую будут создавать изначально антисоциальные элементы внушает ужас заранее. Так может быть, исходить из противного - а именно, возможной десоциализации?
Схема такова.
1. Следует изменить определение подростка, вывести новое, основываясь на психосоциальных критериях. Думаю, психосоциальный возраст "взрослости" будет равен примерно 15 годам. Начиная с этого возраста - любые меры к нарушителям применять на общих основаниях.
2. Для нарушителей более младшего возраста установить режим содержания поодиночке, в некотором роде - режим управляемой сенсорной депривации - информация поступающая к подростку должна быть количественно на грани "недостатка", при этом четко структурирована и отобрана педагогами и психологами. В таких условиях информация будет усваиваться хорошо. Далее спектр предоставляемой информации может расширяться (вплоть до открытого доступа к интернету). Однако - с соблюдением принципа "Информационный обмен удаленными способами превалирует над непосредственным общением).
3. Параллельно с этим - предоставляется обучение профессии, также не требующей значительного непосредственного общения с людьми (в идеале - такой, где возможна удаленная работа).
4. Наконец, наказываемые в рамках такой программы по достижении совершеннолетия (если к тому времени не кончился срок наказания) не в коем случае не переводятся во взрослую "зону" - а отбывают на тех же условиях, однако с необходимостью выполнять некие работы, дабы окупать свое содержание.
На выходе такой системы, разумеется, полноценно социализированный человек не появится. Но и не появится откровенный антисоциальный элемент. Думаю, такой человек будет в той или иной степени типичным "хикки" - замкнутым, медленно интегрирующимся в компании и социум, вполне вероятно - интернет-зависимым - то есть, в некотором роде, представителем довольно большой страты современного общества, своеобразной, но безопасной, и способной к созиданию.
Интересны мнения, дополнения, и т.п.