Демонстрация России

Mar 02, 2022 13:44

В России живёт много хороших людей. Тысячи. Миллионы. Каждый из них вносит свою долю в работу военной машины. Любой человек конструктивно участвует в жизни той страны, где он живёт. Покупая себе еду, он помогает её экономике. Живя в квартире или доме - поддерживает жилищный рынок. Платя налоги - финансирует государственный бюджет. Кем бы он ни работал, его усилия так или иначе добавляют к существующему устройству жизни в стране-агрессоре. Все жители России неизбежно работают на укрепление преступной власти и на войну, оккупацию, массовое убийство жителей другой страны.

Не поддерживать действия своего правительства у себя в душе, или даже выходить на демонстрации протеста - ничего не меняет, потому что отрицание мыслью или словом никак не отменяет ежедневную поддержку режима делом. Для выхода на демонстрацию нужна большая смелость, ведь демонстранта могут скрутить и увезти, продержать некоторое время под арестом, а может, и что-то похуже. И ещё, ему придётся заплатить штраф, ещё один небольшой вклад в финансирование войны. Демонстрация демонстрирует смелость демонстранта в глазах его друзей, укрепляет его в его самообмане, и не мешает функционированию власти.

Это потому, что в вашей стране неодобрение жителей никак не влияет на действия властей. Ну, разве что, влияет на объём их действий по подавлению. Помните протесты в Белоруссии года полтора назад? Они были куда более серьёзными, чем любые российские. Многие самообманутые даже обсуждали, сколько ещё дней продержится власть. А потом перестали. Не знаю - может быть, если бы протестов не было, их диктатор не пригласил бы себе в гости вашего, и теперешней войны не случилось бы. Но, скорее всего, конечно, они вообще никак не повлияли на результат.

Мне кажется, что моральный выбор - уехать из России. Это может быть очень трудным решением, у каждого человека свои обстоятельства - семейные, профессиональные, медицинские. Легко понять человека, который выбрал остаться. Но это его выбор. Границы открыты уже 30 лет, миллионы россиян за это время уехали. Понятно, что в девяностые многие имели иллюзии о возможности нормализации страны. Чьи-то иллюзии о природе власти в России разбились о вторую чеченскую (1999), кому-то помог Норд-Ост (2002) или Беслан (2004), кому-то - удушение свободы слова и кастрация оппозиции в начале нулевых. Но сохранять иллюзии даже после войн 2008 и 2014 можно только постоянным усилием воли, а это дело нервное. Как ни крутить, у каждого было время всё понять и смотать удочки.

Демонстрация России очень нужна, и когда-нибудь она обязательно произойдёт. Знаете, не такая, когда показывают буквы, нарисованные на картоне, а другая, от слова монстр. Но пока этого не случилось, любые телодвижения внутри страны монстра только кормят.

Сунуть свою голову в пасть льва - большая смелость. Но это не геройство, а просто цирковой номер. Даже если лев Альфред однажды всё-таки прокусит изящную жёлтую шею мадмазель Ирмы, это будет не геройство, а просто трагический инцидент. Тем более, что, пока трагедии не случилось, цирковой номер кормит и Альфреда, и Ирму. Это такой сорт морали, который объясняют семилетним девочкам. Мне удивительно теперь читать взрослых людей, думающих наоборот. Наверное, я не понимаю чего-то важного. Мне кажется, швырнуть бутылку Молотова в оккупантский БТР - может быть, геройство. А показать на площади буквы на картоне (сегодня, а не в 1968 году) - нет.

Сам я живу в защищённом процветающем месте, у меня нет никакого права требовать чего-то от российских жителей. Тем более, такого трудного дела, как переезд. Будь я на вашем месте, тоже, наверно, был бы коллаборационистом, как вы. Я только прошу называть вещи своими именами. Не примазывать смелых циркачей к сопротивлению военной агрессии. Извините за пафос, "pathetic" недаром значит "жалкий", но я не знаю, как сказать всё это менее дурацким тоном.

Crosspost at https://i-eron.dreamwidth.org/233263.html (
comments)

- Я хочу, - и, пожалуйста, не отговаривайте меня, это не поможет! - я хочу быть укротительницей диких зверей... - Это я выпаливаю очень твердо.
Папа и Павел Григорьевич не переглядываются, не смеются. Папа тихонько барабанит пальцами по одеялу.
- Так... А почему, собственно, тебе это хочется?
- Потому что укротительница смелая. Она - герой!
- Смелая? Да, конечно. Даже очень смелая, это я признаю. И восхищаюсь ее смелостью. И всякий признает и восхищается. Но герой? Нет, она не герой.
Я смотрю на папу пораженная - я не понимаю: что он, шутит?
- Укротительница зверей - не герой?
- Нет. Не герой.
- Ой, папа, что ты говоришь! Ты вошел бы в клетку со львами и тиграми?
- Нет. Не вошел бы.
Я торжествую:
- Вот видишь! А говоришь: она не герой! А сам не вошел бы! Значит, боишься?
- Конечно, боюсь. Разве я тебе сказал, что я такой же смелый человек, как эта укротительница? Я этого не говорил. Таких бесстрашных людей, может быть, только одного на тысячи и найдешь. Но ведь кому нужна эта смелость? Зачем укротительница три раза в день входит в клетку с хищниками? Если бы она, рискуя жизнью, спасла этим кого-нибудь - безоружного человека, ребенка, ну, хоть корову, что ли, - это было бы геройство! А так - бросать свое мужество на ветер, на потеху ротозеев... Ну подумай сама: в чем тут геройство?

В предыдущих сериях: " Котятки русские больны" (март-2014)

детское, политика

Previous post Next post
Up