Слово о книге «Мифы Яффо. 25 прогулок по Старому городу» уже было.
Продолжим слово о ее создателях.
Анатолий Баратынский (Иерусалим), художник.
Автор обложки книги.
Фото: Bella Grodinsky
Дорогой Толя!
Биографические сведения о художнике, если он, конечно, не крупный общественный деятель, отличаются скупостью. Даже выдающиеся наши современники (тот же В.Вейсберг, к примеру) удостаиваются не более двух абзацев в энциклопедии. И, наверное, это правильно: а что еще можно написать о человеке, который сам превосходно справляется с этой задачей? Вот, только язык у него другой, бессловесный.
Твой язык мне близок, как близок он и моим друзьям. Вообще-то, мы с ними находимся в серьёзной компании - ведь, тебя высоко оценили профессионалы самого высокого уровня. Свидетельство тому -огромное количество персональных выставок в престижных галереях мира, многочисленные призы международных фестивалей, премия им. Ю. Штерна, за вклад в культуру Израиля в области пластических искусств. Твои полотна висят в музеях Израиля,США ,Словакии, Финляндии, Украины, России. Среди последних особое место занимает Государственный Художественный музей им. Нестерова в Уфе - городе, где мы с тобой родились. А, как известно, добиться успеха на родине труднее всего. Пророки в своем отечестве... В общем, сам понимаешь.
Признаюсь, факт нашего землячества не являлся решающим при обсуждении художника, которому суждено стать автором чуть ли не важнейшей части книги: встречают-то её по обложке, а значит и просить надо того, кто сможет сделать нечто особенное. Уж и не знаю, как так получилось, но мы с Мишей Королем, не задумываясь закричали в один голос: «К Баратынскому!». Замысел ты понял с полуслова и буквально через день пригласил нас «на смотрины».
Картина поразила: она явилась не только воплощением нашей идеи, но задышала и стала жить самостоятельно. Голова горгоны Медузы, увенчаная клубком гидр, центральная из которых вздыбилась,- аллюзия на урей - изображение богини-кобры Уаджит, крепившееся на короне египетских фараонов. Ну, конечно же: именно с египтян и началась, по большому счету, история яффской крепости.
Окаменевшая половина лица прекрасной девушки отправляет нас к главной идее книги: пониманию того, что в мертвом камне, если всмотреться в него пристально, таится живость и обаяние, связь с настоящим.
Голова обрамлена десятью «медальонами» с историческими образами и событиями, связанными с Яффо: Александр Яннай, фараон Тутмос Третий, Симон Хасмоней, султан Абдул-Хамид Второй, римский император Веспасиан, строительство Ноева ковчега, астролябия - один из важнейших инструментов исламского Востока, Александр Македонский, султан Бейбарс и Наполеон.
Уже потом, когда мы стали обсуждать задачи производственные, то пришли к выводу сменить цвет картины на обложке: ничего не поделаешь, у книжной графики свои законы. Но я хочу, чтобы читатели увидели эту работу во всей её красе - именно такой, какой она, подаренная тобой, висит у меня на стене.
Спасибо!