«И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны»
(О книге Дмитрия Брикмана «Фотография: увидеть увиденное», ПИТЕР, 2015)
Почему одному опера молодого композитора представлялась шедевром, способным пережить века, а другой услышал в ней «сумбур вместо музыки»? Почему, в то время как одни восхищались творчеством художника, другие поносили его последними словами, угрожая санкциями на государственном уровне? Почему, глядя на картинку в журнале, один рассмеялся, а другой схватился за винтовку и уложил дюжину человек?
Неужели органы чувств настолько разные, что пирамида может приниматься за куб, красный цвет - за зеленый, аромат розы за миазмы сточных вод, а нота «си-бемоль» за «фа-диез»?
Такие вот «детские - недетские вопросы» задает жизнь каждый день. И каждый день мы ищем на них ответ, пытаясь понять, чем является увиденное, услышанное, осязаемое. Этими ответами и определяется наша индивидуальность, то наше «авторское Я», к которому приходим в результате творческого процесса.
«Творческий процесс? Не шути!» - воскликнет читатель. А я и не шучу. Лишь делюсь мыслями, пришедшими ко мне в процессе чтения книги Дмитрия Брикмана.
Увлеченно перелистывая страницу за страницей, я все больше и больше осознавал, насколько фотография перестала быть ремеслом и перешла в разряд искусства, в котором решающую роль играет не столько изображаемый объект, сколько личность автора.
Лишь художник, занавесью скрытый, -
Он провидит страстной муки крест
И твердит: "Profani, procul ite,
Hic amoris locus sacer est".
--------------------------------------------------------
Идите прочь, непосвященные:
здесь свято место любви
Александр Блок, «Благовещение», 1909.
Конечно же, в книге есть советы, наставления и описания технических приемов, благодаря которым неопытный фотограф сможет быстрее достичь мастерства, а «посвященный» - заочно обменяться мнениями по интересующему вопросу (кстати, дружеский, «антименторский» тон повествования вполне этому способствует), однако мне она показалась интересной совсем не потому.
А почему?
Задумавшись над этим вопросом, я вспомнил реакцию настоятеля армянского монастыря в Яффо. Вглядевшись в свой фотопортрет, о. Аветис, человек острого разума и большого жизненного опыта, с изумлением воскликнул: «Это же я! Это - я!».
Вот это умение, изучив «объект» в считанные минуты, добраться до самой его сути, чтобы вывести ее на поверхность, и является отличительной чертой творчестваБрикмана, его визитной карточкой.
«Ну-ка, ну-ка, а если суть человека отвратительна?»- возразите вы.
Да в том-то и дело, что, перебрав сотни портретов, сделанных Димой за годы наших с ним совместных прогулок по Старому Яффо, я не нашел ни одной отталкивающей физиономии. Все лица прекрасны. Я перед фотосессиями умышленно даю ему минимальное количество информации, готовя себя к сюрпризам. В результате, религиозный фанатик и психопат смотрится задумчивым парнем, взгрустнувшим по поводу несовершенства окружающей жизни, крупный чиновник, нагоняющий страх на просителей - славным мальчишкой, спрятавшимся от внешнего мира в раковину, а очень пожилая, изборожденная следами пройденного пути, женщина - обворожительной красавицей, способной своими чарами увлечь любого самого стойкого мужчину.
Как же ему это удается?
И, зажав себе рукой рот, я здесь поставлю жирную точку. Все-таки, нельзя лишать автора законного права самому рассказать о своих секретах. Он их не скрывает, в чем можно убедиться, купив книгу и прочитав ее за один присест. Так, как это сделал я.
Кстати, в магазине купить не удастся - она исчезла с прилавков, не успев появиться. Но легко заказать.
Израильский озон
www.ozonru.co.il/catalog/50discount/1378589/Российский озон
http://www.ozon.ru/context/detail/id/30213954/Ну, а в качестве бонуса можно пообщаться с Димой и на его мастер-классах, ближайший из которых состоится послезавтра в Тель-Авиве.
http://bravo.israelinfo.co.il/announce/22892