Немного об hystoria vulgata

Feb 07, 2012 20:13


Все-таки Александр Сергеевич милый настолько наше всё, что даже его ошибки кочуют по головам вот уж почитай как два столетья. Взять хотя бы образ летописца Пимена - описывающего, не мудрствуя лукаво, в часы, свободные от подвигов духовных, всё то, чему свидетелем он в жизни был (войну и мир, управу государей, угодников святые чудеса…). Для чего и ( Read more... )

Leave a comment

i_contester February 7 2012, 18:07:03 UTC
Ну, зуд буржуазии обосрать предшествующую формацию был вполне объясним. В коем занятии она, надо признать, весьма преуспела.

Немного о "славном ромейском царстве":

"Смотри: дороги заняты разбойниками, моря заперты пиратами, всюду война, лагеря, кровавые ужасы. Весь мир орошен взаимно проливаемой кровью, и человекоубийство считается преступлением, только если его совершают отдельные лица, если же оно осуществляется публично, то считается доблестью... Нет никакого страха перед законами, никакого уважения ни к следователю, ни к судье. Что продажно, то не внушает страха. И тех, кого ты считаешь богачами, переходящими от одного увеселения к другому, вытесняющими бедняков из своего соседства, беспредельно расширяющими во всех направлениях свои поместья, обладающими большим количеством золота и серебра, у которых несметные богатства в деньгах, ссыпанных в кучи или зарытых в землю, и тех, среди всего их богатства, терзают беспокойство и опасение, как бы его не похитил грабитель" (Фасций Цецилий Киприан. Из послания Донату).

"Сенат являл собой жалкое зрелище. Споря о правовых основах государства, законодатели своими словопрениями оскорбляли даже память о римских законах. Никто не хотел работать: ни рабы, ни крестьяне, ни ремесленники. Городские магистраты и управители поместий не выполняли своих функций. Плебс бунтовал, требовал хлеба и смены власти. Все это приводило к крайней психологической и духовной напряженности в обществе. Люди уже не верили в покровительство римских богов, процветали восточные культы. Популярнейшими фигурами стали маги, прорицатели, астрологи. Все жаждали чуда. Набирала силу новая религия, пришедшая из Иудеи - христианство" (Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992.).
"[В эпоху домината] решения римского сената потеряли свое значение: реальная власть сосредоточилась в императорском совете - «священной консистории». Центральная администрация обрастала все новыми органами, напоминающими «Министерства»; штат канцелярий императоров и сановников, а также многочисленных ведомств по сбору налогов, их распределению, управлению императорским имуществом был неимоверно раздут. …Но народу приходилось не только платить казне на содержание бюрократии. Он принужден был отдавать часто последнее и непосредственно в руки самих чиновников: взяточничество, а то и прямой грабеж населения, сопровождаемый самыми возмутительными насилиями, отличали римскую бюрократию последних веков Империи не в меньшей мере, чем ее погоня за титулами и привилегиями и ее безграничное неуважение ко всякому праву и закону".
"Система жизненных приоритетов римских граждан переориентировалась с общественных и государственных интересов на частные. "Славный римский народ" также, по сути, перестал уже существовать, превратился в неорганизованные и разноязыкие толпы, которым было очень мало дела до великого прошлого Рима. Это тем более объяснимо, что население "Вечного города"» и западных провинций давно уже не было этнически однородным, запад заполнили выходцы с востока и варвары, принесшие сюда свои религии, мировосприятие и образ жизни... В этой вакханалии страха и разгула люди пытались найти выход: одни в гальванизации древних и иноземных языческих культов, другие - в аскетическом служении христианству...» (Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992.).

[задумчиво] Или это я уже не о Риме? : )

Reply

dimasmol February 7 2012, 20:52:29 UTC
по большому счету, за последние пятьдесят тысяч лет наше (кроманьонцев) поведение почти не поменялось ;)

Reply

i_contester February 8 2012, 03:22:51 UTC
В каких-то физиологически обусловленных моментах - да, но не в тех, что связаны с сознанием. Несколько примеров:

О “странностях” средневекового сознания. "[Они] обнаруживаются не только в искусстве. Разве не удивительно с современной точки зрения, например, то, что доблестью в средние века считалось повторение мыслей древних авторитетов, а высказывание новых идей осуждалось? что плагиат не подвергался преследованию, тогда как оригинальность могла быть принята за ересь? что в обществе, в котором ложь расценивали как великий грех, изготовление фальшивого документа для обоснования владельческих и иных прав могло считаться средством установления истины и богоугодным делом? что в средние века не существовало представления о детстве как особом состоянии человека и что детей воспринимали как маленьких взрослых? что исход судебной тяжбы зависел не от установления обстоятельств дела или не столько от них, сколько от соблюдения процедур и произнесения формул и что истину в суде старались обнаружить посредством поединка сторон либо испытания раскаленным железом или кипятком? что в среде феодалов расточительность уважалась несравненно больше, чем бережливость - важнейшее достоинство буржуа? что в бедности видели состояние более угодное богу, нежели богатство?

"Домострой": Избивать жену следует не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а “соймя рубашка, плеткою вежливенько побить, за руки держа: и разумно, и больно, и страшно, и здорово”.

По “Русской Правде” за “поторгание” бороды или усов полагался штраф в12 гривен (как за украденного бобра и лишь в три раза меньше штрафа за убийство свободного человека).

“Растливший девку осильем” должен был жениться на ней. В случае отказа виновник отлучался от церкви или наказывался четырехлетним постом. Любопытно, что вдвое большее наказание ожидало в XV-XVI вв. тех, кто склонил девицу к интимной близости “хытростию”, обещая вступить с ней в брак: обманщику грозила девятилетняя епитимья (религиозное наказание).

Ну и т.д. Очевидно, что, например, обычай "вежливенько побить жену" не вполне соответствует нынешним поведенческим паттернам : )

Reply


Leave a comment

Up