Немного об hystoria vulgata

Feb 07, 2012 20:13


Все-таки Александр Сергеевич милый настолько наше всё, что даже его ошибки кочуют по головам вот уж почитай как два столетья. Взять хотя бы образ летописца Пимена - описывающего, не мудрствуя лукаво, в часы, свободные от подвигов духовных, всё то, чему свидетелем он в жизни был (войну и мир, управу государей, угодников святые чудеса…). Для чего и для кого? Ну как: "когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безымянный, засветит он, как я, свою лампаду и, пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет…" (Для следующего монаха трудолюбивого? Т.е. это была такая забава досужих монахов, вроде подкидного?)

Несколько примечаний:

1) Судя по всему, древнерусские монастыри имели неплохой авиапарк - иначе как успеть стать очевидцем и в Киеве, и в Новгороде, и в Царьграде - при скорости передвижения ~30 км/сутки.

2) Несмотря на то, что монастырское летописание на Руси заглохло лет так минимум за 40 до описываемых А.С.Пушкиным событий, Пимен, как тот партизан, мало того, что сам упорствует в летописании, так еще и ожидает преемников.

3) Пушкинско-пименовское выражение "мой труд" вообще весьма характеризует пропасть между эпохой зарождения копирайта в России и временами монахов-летописцев. Это как если бы сегодня московский гастарбайтер при виде каких-нибудь "Алых парусов" воскликнул: "Это мой дом!"…

Насчет "правдивости сказаний" (кто писал, для чего, под чьим чутким руководством и т.д.) - отдельная тема; здесь - всего лишь небольшой пример.

У нас вот Рунет ежедневно прирастает какими-то бесконечными терабайтами буков. Блогописание цветет таким буйным цветом, что непонятно, кто в лавке остался. С другой стороны, скоро заканчивается княжение Димитрия I Медведева. Ну и что, хоть кому-то (в т.ч. историкам) пришла в голову мысль составить летопись 2008-2012 гг., хотя бы по основным деяниям? На возможное возражение "Зачем это надо, если и так можно всё при желании найти?" предлагается такой ответ: "Между грибами в лесу и грибами в лукошке все-таки есть некоторая разница".

Второй момент, который немало удивляет (здесь я и о себе в т.ч.) - это доверчивость к содержанию исторических текстов в свете буквального их восприятия. Как бы подразумевается, что мы на порядок умнее всех этих древних скрипторов с их примитивными текстами; язык их, со всеми его идиомами и коннотациями, нам примерно понятен (пусть и в переводе); образ мыслей и картина мира мало чем отличаются от современных и т.д. Это нам, высокоразвитым, дозволено фейковать и прикалываться - а древние, они все были такие напрочь серьезные, и коли уж писали, что, допустим, вещий Олег умер от укуса змеи - значит, так оно и было.

Опять же пример. У нас вот (да и не у нас одних) принято подразумевать под Средневековьем нечто совершенно беспросветное, мрачное и вонючее. Почему так повелось и чей это был соцзаказ - отдельная большая тема, но как бы то ни было: в том же тырнете весьма распространен "бродячий сюжет" об ужасной грязюге и зловонии средневековых городов. Находится и "подтверждение" тому (за незнанием источника цитирую по книге А.Л. Ястребицкой "Западная Европа XI - XIII веков"):



"Еще в конце [XV века] жители города Рейтлингена уговаривали императора Фридриха III (1440-1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе с лошадью."

Наряду с этим "анти-западным" рассказом можно найти и аналогичную "про-западную" историю о том, как какие-то послы, прибыв в Россию, банально не смогли пройти на прием к государю из-за ужасной грязи в Кремле (в которой они, надо полагать, тоже "едва не погибли").

Попытался по сему поводу отыскать в сети самую глубокую грязь (в буквальном смысле). Нашел, например, вот эту:


Которую, на минуточку, размесили тысячи лошадей на рельефе, специально выбранном для соревнований по преодолению грязи. При всем при том, утонуть в ней, по-моему, можно только будучи конченым дебилом. (Коим, видимо, и являлся Фридрих III, особенно с учетом его маниакального стремления мерить лужи). Нет, есть, конечно, вариант с конем, придавившим упавшего всадника. Только тут ведь особой глубины не требуется, такой грязи и в современных городах - как грязи.

Или вот у С.М.Соловьева читаем про 997 год:

"Когда печенеги обступили Белгород, то сделался в нем большой голод; [...] белгородцы собрались на вече и сказали: "Нам приходится помирать с голоду, а от князя помощи нет; что ж разве лучше нам помирать? Сдадимся печенегам: кого убьют, а кого и в живых оставят; все равно умираем же с голода". На том и порешили. Но одного старика не было на вече; когда он спросил, зачем сбирались, и ему сказали, что на другой день люди хотят сдаться печенегам, то он послал за городскими старейшинами и […] сказал им: "Послушайтесь меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я велю".

Те с радостию [с чего бы вдруг?] обещались слушаться, и он сказал им: "Сберите хоть по горсти овса или пшеницы, или отрубей; все это сыскали. Старик велел женщинам сделать кисельный раствор, потом велел выкопать колодезь, вставить туда кадку и налить в нее раствору; велел выкопать и другой колодезь и вставить в него также кадку; велел потом искать меду, нашли лукошко меду в княжей медуше, из него старик велел сделать сыту и вылить в кадку, что стояла в другом колодце.

На другой день он велел послать за печенегами; горожане пошли и сказали им: возьмите к себе наших заложников и пошлите своих человек десять к нам в город, пусть посмотрят, что там делается. Печенеги обрадовались, думая, что белгородцы хотят им сдаться, взяли у них заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в город посмотреть, что там такое. Когда они пришли в город, то люди сказали им: "Зачем вы себя губите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте, так ничего нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет, не верите - смотрите своими глазами".

Затем привели их к одному колодцу, почерпнули раствору, сварили кисель, пришли с ними к другому, почерпнули сыты и начали есть прежде сами, а потом дали отведать и печенегам. Те удивились и сказали: "Не поверят наши князья, если сами не отведают". Горожане налили корчагу раствора и сыты и дали печенегам; те пришли и рассказали все, что видели. Печенежские князья сварили кисель, отведали, подивились, разменялись заложниками, отступили от города и пошли домой."

Да уж, дельный, что и говорить, был старик тот самый… А печенеги - что с них взять, они ж от земли совсем оторванные были, не то что современный горожанин. Откуда им было знать, что булки не в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают? Наивное сознание и всё такое. Дурачки, одним словом…

Ну и под конец - не вполне по теме, но тоже доставляет. Деяния славныя первых правителей наших по "Русской летописи для первоначального чтения" С.М.Соловьева:

Аскольд и Дир отпросились идти воевать Царьград. Идучи вниз по Днепру, увидали они на горе городок и спросили: "Крыша есть?" "Чей городок?" Жители отвечали им: "Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань козарам". Тогда Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов и начали владеть полянами.

Потом Олег, захватив Смоленск и Любеч и поставив там своих смотрящих, пришел к Киеву, прикинулся купцом, выманил из города Аскольда и Дира, вальнул их (дескать, не по чину взяли) и сел княжить в Киеве. Затем он завоевал древлян и северян и обложил их данью. Послал и к радимичам спросить: "Кому даете дань?" Они отвечали: "Козарам". Олег сказал им: "Не давайте козарам, а давайте лучше мне". Радимичи согласились [с радостию?].

По смерти Олега начал княжить Игорь. Древляне ударились в сепаратизм, тогда Игорь пошел на них, победил и наложил дань больше, чем Олег. После похода на греков Игорь начал задумывать поход на древлян, желая взять с них еще больше дани. Дружина сказала ему: "Пойдем, князь, с нами за данью; и ты добудешь, и мы". Игорь послушался: пошел к древлянам за данью и начал обижать их; побравши дань, пошел было назад в свой город, однако на дороге раздумал и сказал дружине: "Ступайте вы с данью домой, а я возвращусь назад, похожу еще". [Ходок был, однако.]

Древляне, понятно, такому беспределу воспротивились и поставили Игоря под молотки. На что вдова его Ольга по-христианскому обычаю закопала их заживо, а город сожгла. Потом пришла в город свой Киев, и, пробыв здесь год, отправилась к Новгороду, и по дороге уставила везде так же оброки и дани.

Короче, сериал "Бригада" отдыхает… И таки да, история - это именно оно.
Previous post Next post
Up