Ольхонские ворота. Вспомнить всё. 2013 год

Jul 04, 2020 09:00

Год большого перелома

Именно  перелома, иначе не скажешь. Причем внешне кажется, что он случился  вдруг. Если смотреть подряд плейлист «Ольхонских ворот» на канале jewsharper,  то аж в голове что-то щёлкает: вот в начале года мы ещё играем  импровизации, оформляя ими видео ряды, привезённые мною из зарубежных  писательских поездок (тогда мне повезло участвовать в международной  программе премии Дебют, и Владимир велел писать всё, что вижу: Лондон,  Стокгольм, Нью-Йорк...); сделали озвучку для другого моего рассказа, «Михрютка»;  в мае играли на концерте в Иркутске какую-то очень абстрактную,  авангардную и импровизационную музыку, а уже осенью того же года - щёлк!  - те же чуваки сидят в косоворотке и сарафане и лабают русскую народную  музыку вместе с самым что ни на есть фольклорным ансамблем «Улица»!

Что случилось?!



Irina Bogatyryova · Mihrutka

image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view



Снова  попытка выйти на контакт с другими формами искусств - играем  импровизацию, глядя на абстрактную картину Данилы Бурлука. Кстати,  именно его диптих к повести «S» висит у меня дома и помещён на обложку  книги.

image Click to view


image Click to view


image Click to view



Осторожно:  авангард! Снова с литературой. Ну очень экспериментально. Даже не знаю,  кто сможет это выдержать. Литературный фрагмент писался, кстати,  специально для этого выступления - единственного.

Однако  ничего неожиданного, конечно, в этом нет, если учесть все те процессы, о  которых я писала ранее, и понимание, пришедшее из анализа разных  варганных культур: варган - инструмент, интегрированный в культуру, а не  создающий её. Именно поэтому во всех культурах на нём играют  национальные, традиционные мелодии, а не что-то отличное от общей  музыкальной традиции.

Казалось  бы, крайне простая мысль, о которой представители традиционной культуры  даже не задумываются. Однако для нас понять это было важно. Просто мы,  как и все, вышли из варганной субкультуры. Она строится вокруг варгана.  Варган в ней фетишизируется, он наделяется всякими чудесными свойствами и  обрастает эпитетами, услаждающими слух и эго человека, на нём  играющего: уникальный, древнейший, дарующий просветление и вот это всё -  знакомо, не правда ли? (Я теперь вздрагиваю, когда слышу или читаю:))  Самый звук варгана воспринимается как нечто особое, целебное и не  похожее на всё в мире, и даже признать варган музыкальным инструментом  кажется кощунственным его унижением. Отсюда и всё, что обычно доводится  слышать от начинающих варганистов - по сути, полная музыкальная чушь.  Потому что люди не занимаются музыкой, они занимаются самовыражением,  контактом с иными мирами, просветлением с помощью звука - чем угодно,  только не музыкой.

Я  имею право это писать. Я сама была такой. Владимир - нет. И поэтому он  быстрее остальных сумел выйти из варганоцентричности в сторону музыки, а  затем - в сторону поиска русского варгана. Т.е. прийти к осознанию, что  если варган существовал некогда в России (а тут ответ однозначный -  существовал), то играть на нём ничего не могли, кроме как той же русской  музыки, что звучала вокруг. Варган был народным инструментом,  следовательно, играли на нём простые люди. Что они играли? - То же, что  на балалайках и дудках. Следовательно, если мы хотим вернуть варган в  традицию, мы должны начать делать то же самое - играть русскую музыку на  варгане.

И тут  перед нами предстала вся громада проблемы, которую лично я могу осознать  полностью только сейчас, по прошествии нескольких лет и получении  специального фольклоролистического образования. А именно - потеря  собственно фольклорной музыкальной традиции в России. Её подмена той  откровенной ересью, что звучит из телевизоров и можно услышать на каждом  городском празднике. Все эти красочные сарафаны и ядрёные мужики с  балалайками, весь этот марсианский фольклор. При полной потере самой  сути русской музыки, её мелодики, строения и импровизационности.

Неудивительно,  что "простой народ", т.е. аудитория так себе относится к фольклору -  просто то, чем нас кормили на протяжении советского периода и до сих  пор, вызывает рвотный рефлекс. И тем сложнее донести необходимость игры  на варгане именно русской музыки. И тем сложнее понять, что же - и как! -  надо играть. Потому что мы тоже были не фольклористы и вышли не из  традиционной среды, где бы вокруг звучала эта музыка. Мы были так же  оторваны от неё. И нам требовалось найти эту дорогу назад. Поэтому было  принято единственно правильное решение: найти настоящих народных музыкантов.

Выбор пал на Бориса Серафимовича Ефремова.

Я была знакома с Борисом Серафимовичем уже несколько лет, мы вместе  участвовали в одном фольклором фестивале в Петрозаводске, ещё когда я  играла в ансамбле «Дзиан Сенаро». Борис Серафимович - это яркий человек,  наделённый энергичностью и талантом, способностью неординарно мыслить, о  нём можно рассказывать отдельно и много. Его ансамбли «Улица» и Московский хор рожечников  поражает музыкальной красотой и драйвом даже ярых противников  фольклора. Ему удалось создать такой педагогический подход в обучению  фольклору, что из его детской студии вырастают настоящие музыканты, а не  клюквенные лабальщики. Ну, и разумеется, это профессиональный  фольклорист, человек, который записывал народных музыкантов в курском  Плёхово, сохранил и перенял карагодную и кугикильную традицию, - в  общем, настоящая глыба, а не человек.

История  знакомства «Ольхонских ворот» с ним носит характер комический и  эпический одновременно. Мы раздобыли сборник мелодий, который Борис  Серафимович написал для обучения детей в ансамбле, и разучили из него  курский плясовой наигрыш на два голоса. Чудесно. Дальше я, такая деловая  колбаса, просто позвонила ему и сказала: вот так и так, есть варганист,  который очень хочет с вами познакомиться. Послушайте, как мы играем.  Может, вы нас научите играть по-русски, а?

Ну,  наверное, не совсем так, но примерно это я тогда сказала. И Борис  Серафимович согласился! И вот Владимир прилетел в Москвы, и  настал день Х. Но надо было такому случиться, что именно в тот день  происходило подключение новых станций на фиолетовой ветке. А я тогда  обитала в Люберцах, так что выехать в Москву оказалось ужасно сложно. Я  помню, как мы торчали в какой-то бесконечной пробке по Рязанскому  проспекту до Кузьминок, а Борис Серафимович с солисткой «Улицы» Настей  Платоновой сидели на лестнице нашего чердака в TA-MUSICA - дело было в  воскресенье, офис был закрыт - и терпеливо нас ждали. Это был эпический  фейл!

Однако мы  всё-таки доехали, час ожидания не сломил Бориса с Настей. Владимир  поиграл им мелодии на варгане, потом мы вместе сыграли наигрыш - и,  кажется, это всё звучало убедительно! Борис Серафимович варган к тому  моменту знал, но как ритмический инструмент, он был удивлён его  возможностям и, конечно же, не мог не оценить. Так первый контакт  состоялся, и началось творческой взаимодействие с ансамблем «Улица»,  которое в том же году увенчалось совместным выступлением на фестивале  Московской варганной клиники и записи чудесной демо-версии той части  репертуара, которую мы к тому моменту освоили.

image Click to view



Вот  оно, то историческое выступление. Не знаю, как у вас, а у меня до сих  пор мурашки! И ведь кажется, варган тут звучит меньше и не так  разнообразно, как то, что мы привыкли делать. Но суть не в этом - он  вышел из центра, он стал частью ансамбля и частью музыки. Наконец-то!



Московская клиника  - младшая дочь Байкальской - получилась тоже очень интересной и  продуктивной. Снова было много конкурсов и мастер-классов, выступлений и  лекций. Были приглашённые музыканты - внук итальянского революционера  Антонио Грамши, скрипач Артём Дюба, ансамбль «Улица» в полном составе.  Уже существовал Байкальский варганный оркестр, о котором надо говорить  отдельно, и он тоже собрался в Москве - потому что оттуда мы поехали на фестиваль в Осло.   И вот выступление на том фестивале, в центре фольклора Риксценен -  посмотрите, кажется, у нас уже получается совсем другая музыка!

image Click to view


image Click to view



Так «Ольхонские ворота» изменились за год до неузнаваемости. И, хочется надеяться, так стал меняться в России варган. 

музыка, варганисты, дуэт ольхонские ворота, концерты и фестивали, ансамбль варганистов

Previous post Next post
Up