Год большого перелома
Именно перелома, иначе не скажешь. Причем внешне кажется, что он случился вдруг. Если смотреть подряд плейлист «Ольхонских ворот» на канале
jewsharper, то аж в голове что-то щёлкает: вот в начале года мы ещё играем импровизации, оформляя ими видео ряды, привезённые мною из зарубежных писательских поездок (тогда мне повезло участвовать в международной программе премии Дебют, и Владимир велел писать всё, что вижу: Лондон, Стокгольм, Нью-Йорк...); сделали озвучку для другого моего рассказа, «
Михрютка»; в мае играли на концерте в Иркутске какую-то очень абстрактную, авангардную и импровизационную музыку, а уже осенью того же года - щёлк! - те же чуваки сидят в косоворотке и сарафане и лабают русскую народную музыку вместе с самым что ни на есть фольклорным ансамблем «Улица»!
Что случилось?!
Irina Bogatyryova ·
Mihrutka Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Снова попытка выйти на контакт с другими формами искусств - играем импровизацию, глядя на абстрактную картину Данилы Бурлука. Кстати, именно его диптих к повести «S» висит у меня дома и помещён на обложку книги.
Click to view
Click to view
Click to view
Осторожно: авангард! Снова с литературой. Ну очень экспериментально. Даже не знаю, кто сможет это выдержать. Литературный фрагмент писался, кстати, специально для этого выступления - единственного.
Однако ничего неожиданного, конечно, в этом нет, если учесть все те процессы, о которых я писала ранее, и понимание, пришедшее из анализа разных варганных культур: варган - инструмент, интегрированный в культуру, а не создающий её. Именно поэтому во всех культурах на нём играют национальные, традиционные мелодии, а не что-то отличное от общей музыкальной традиции.
Казалось бы, крайне простая мысль, о которой представители традиционной культуры даже не задумываются. Однако для нас понять это было важно. Просто мы, как и все, вышли из варганной субкультуры. Она строится вокруг варгана. Варган в ней фетишизируется, он наделяется всякими чудесными свойствами и обрастает эпитетами, услаждающими слух и эго человека, на нём играющего: уникальный, древнейший, дарующий просветление и вот это всё - знакомо, не правда ли? (Я теперь вздрагиваю, когда слышу или читаю:)) Самый звук варгана воспринимается как нечто особое, целебное и не похожее на всё в мире, и даже признать варган музыкальным инструментом кажется кощунственным его унижением. Отсюда и всё, что обычно доводится слышать от начинающих варганистов - по сути, полная музыкальная чушь. Потому что люди не занимаются музыкой, они занимаются самовыражением, контактом с иными мирами, просветлением с помощью звука - чем угодно, только не музыкой.
Я имею право это писать. Я сама была такой. Владимир - нет. И поэтому он быстрее остальных сумел выйти из варганоцентричности в сторону музыки, а затем - в сторону поиска русского варгана. Т.е. прийти к осознанию, что если варган существовал некогда в России (а тут ответ однозначный - существовал), то играть на нём ничего не могли, кроме как той же русской музыки, что звучала вокруг. Варган был народным инструментом, следовательно, играли на нём простые люди. Что они играли? - То же, что на балалайках и дудках. Следовательно, если мы хотим вернуть варган в традицию, мы должны начать делать то же самое - играть русскую музыку на варгане.
И тут перед нами предстала вся громада проблемы, которую лично я могу осознать полностью только сейчас, по прошествии нескольких лет и получении специального фольклоролистического образования. А именно - потеря собственно фольклорной музыкальной традиции в России. Её подмена той откровенной ересью, что звучит из телевизоров и можно услышать на каждом городском празднике. Все эти красочные сарафаны и ядрёные мужики с балалайками, весь этот марсианский фольклор. При полной потере самой сути русской музыки, её мелодики, строения и импровизационности.
Неудивительно, что "простой народ", т.е. аудитория так себе относится к фольклору - просто то, чем нас кормили на протяжении советского периода и до сих пор, вызывает рвотный рефлекс. И тем сложнее донести необходимость игры на варгане именно русской музыки. И тем сложнее понять, что же - и как! - надо играть. Потому что мы тоже были не фольклористы и вышли не из традиционной среды, где бы вокруг звучала эта музыка. Мы были так же оторваны от неё. И нам требовалось найти эту дорогу назад. Поэтому было принято единственно правильное решение: найти настоящих народных музыкантов.
Выбор пал на
Бориса Серафимовича Ефремова.
Я была знакома с Борисом Серафимовичем уже несколько лет, мы вместе участвовали в одном фольклором фестивале в Петрозаводске, ещё когда я играла в ансамбле «Дзиан Сенаро». Борис Серафимович - это яркий человек, наделённый энергичностью и талантом, способностью неординарно мыслить, о нём можно рассказывать отдельно и много. Его ансамбли «
Улица» и
Московский хор рожечников поражает музыкальной красотой и драйвом даже ярых противников фольклора. Ему удалось создать такой педагогический подход в обучению фольклору, что из его детской студии вырастают настоящие музыканты, а не клюквенные лабальщики. Ну, и разумеется, это профессиональный фольклорист, человек, который записывал народных музыкантов в курском Плёхово, сохранил и перенял карагодную и кугикильную традицию, - в общем, настоящая глыба, а не человек.
История знакомства «Ольхонских ворот» с ним носит характер комический и эпический одновременно. Мы раздобыли сборник мелодий, который Борис Серафимович написал для обучения детей в ансамбле, и разучили из него курский плясовой наигрыш на два голоса. Чудесно. Дальше я, такая деловая колбаса, просто позвонила ему и сказала: вот так и так, есть варганист, который очень хочет с вами познакомиться. Послушайте, как мы играем. Может, вы нас научите играть по-русски, а?
Ну, наверное, не совсем так, но примерно это я тогда сказала. И Борис Серафимович согласился! И вот Владимир прилетел в Москвы, и настал день Х. Но надо было такому случиться, что именно в тот день происходило подключение новых станций на фиолетовой ветке. А я тогда обитала в Люберцах, так что выехать в Москву оказалось ужасно сложно. Я помню, как мы торчали в какой-то бесконечной пробке по Рязанскому проспекту до Кузьминок, а Борис Серафимович с солисткой «Улицы» Настей Платоновой сидели на лестнице нашего чердака в TA-MUSICA - дело было в воскресенье, офис был закрыт - и терпеливо нас ждали. Это был эпический фейл!
Однако мы всё-таки доехали, час ожидания не сломил Бориса с Настей. Владимир поиграл им мелодии на варгане, потом мы вместе сыграли наигрыш - и, кажется, это всё звучало убедительно! Борис Серафимович варган к тому моменту знал, но как ритмический инструмент, он был удивлён его возможностям и, конечно же, не мог не оценить. Так первый контакт состоялся, и началось творческой взаимодействие с ансамблем «Улица», которое в том же году увенчалось совместным выступлением на фестивале Московской варганной клиники и записи чудесной демо-версии той части репертуара, которую мы к тому моменту освоили.
Click to view
Вот оно, то историческое выступление. Не знаю, как у вас, а у меня до сих пор мурашки! И ведь кажется, варган тут звучит меньше и не так разнообразно, как то, что мы привыкли делать. Но суть не в этом - он вышел из центра, он стал частью ансамбля и частью музыки. Наконец-то!
Московская клиника - младшая дочь Байкальской - получилась тоже очень интересной и продуктивной. Снова было много конкурсов и мастер-классов, выступлений и лекций. Были приглашённые музыканты - внук итальянского революционера Антонио Грамши, скрипач Артём Дюба, ансамбль «Улица» в полном составе. Уже существовал Байкальский варганный оркестр, о котором надо говорить отдельно, и он тоже собрался в Москве - потому что оттуда мы поехали на
фестиваль в Осло. И вот выступление на том фестивале, в центре фольклора Риксценен - посмотрите, кажется, у нас уже получается совсем другая музыка!
Click to view
Click to view
Так «Ольхонские ворота» изменились за год до неузнаваемости. И, хочется надеяться, так стал меняться в России варган.