Мой узнаваемый хит-парад

Jan 11, 2014 09:55

На заре моей варганной юности мне довелось в течение двух часов играть мелодии, дабы их отгадывали мои родственники. Меня тогда взяли на слабо (по принципе "А Мурку можешь?"). Не знаю, как они что-то могли тогда вообще отгадать - я в то время не только не играла чего-то осознанного, но и просто ещё очень плохо играла. Однако отгадывали, тем более что все мелодии принадлежали к общему, семейному фольклору.
Этот опыт натолкнул меня на мысль провести небольшой эксперимент по узнаваемости минорных мелодий (а именно из них состоит по большей части русская музыка), сыгранных на варгане. Он проходил в течение двух дней. Читателям моей страницы в контакте и подписчикам двух групп, которые я там веду, было предложено послушать и написать мне, какие именно звучат мелодии.
Для эксперимента был взят исполнитель (я) - 1 шт. и музыкальные тараканы в его голове. Из тараканов были отобраны наиболее, на мой взгляд, распространённые на территории нашей страны. Сыграно всё было с первого раза, без предварительного прослушивания мелодий в "нормальном" исполнении, т.е. по памяти. (Как я поняла потом, некоторые из них я вообще не слышала никогда в инструментальном или хотя бы профессиональном исполнении). Сыграно было на телефон, без последующей обработки звука. Цель такого подхода к материалу была максимально приблизить всё к боевым, т.е. естественным условиям (когда вас просят слёту сыграть "Мурку", можно играть её только так).
В эксперименте приняли участие 20 добровольцев. Что особенно для меня важно, из них только 55% (11 человек) варганисты, т.е. люди, регулярно играющие на варгане и привыкшие к звучанию обертонов. Остальные - нет (хотя, разумеется, мы должны признать за ними определённую склонность к такого рода музыке, раз они на это пошли;)). Это дало мне возможность понять, насколько опыт игры на варгане и привычка слушать такие звуки помогают узнаванию. Итог следующий: общая узнаваемость мелодий среди варганистов 81%, среди неварганистов - 55, 5%.
Тут стоит оговориться: я понимаю, что имею дело только с положительными результатами. Я не знаю, сколько всего человек послушало эти записи и не стали мне писать по той причине, что не узнали ничего. Это, конечно, существенно влияет на чистоту эксперимента. Однако среди тех, кто мне написал, был один человек, который принёс 0% узнавания. В то же время четыре человека узнали всё.
Итак, перейдём к мелодиям. Самой узнаваемой оказалась "Катюша" - 95% (только один из двадцати не смог её услышать). Пожалуй, это не удивительно. Эта песня - визитная карточка Советского Союза. Мне её пели престарелые хиппаны в Нью-Йорке, а в братском Пекине вообще все, кто хотел поразить знанием русской культуры - от министров до водителей такси и каких-то мутных личностей на книжной ярмарке, которые потом всучивали нам, наивным писателям, фальшивые 100 юаней. В общем, "Катюша" - впереди планеты всей: первое место. Далее по рейтингу узнаваемости идёт "Во поле берёза стояла" - 85% узнали без сомнений, плюс 5% не смогли вспомнить, как это называется, но признались, что мелодию знают. На третьем месте оказался хит "Во саду ли, в огороде" - 70% точной узнаваемости и 10% - без названия. Да и правда, какое тут название: эту песенку как только не перепевали уже. Хуже узнаются длинные лиричные песни: на четвёртом месте "Ой то не вечер" (она же "Сон Степана Разина") - 35% точно и 10% без названия, и на пятом "На Муромской сторонке" - 25% и 15% соответственно.
О неё споткнулись многие, что и понятно - она не так популярна. Сначала мне вообще казалось, что эта песня, без которой не обходилось ни одно застолье в нижегородской деревне, где прошло моё детство, имеет географию распространения, которая не тянется дальше Сибири. И действительно - где Иркутск, к примеру, и где Муром? (Узнаваемость её в Иркутске - 0%.) Но эту мою уверенность разбил отгадавший её варганист из Новокузнецка - значит, когда-то и за Урал песня забиралась.
Какие же выводы можно сделать из всего этого? Первое: что мелодии на варгане узнаются. Второе: минор на варгане играть можно, хотя сложно. Пока как такового минорного звучания у меня не получилось (о чём мне писали многие). Однако, несмотря на это, цель была достигнута;) Третий вывод: слушателям это интересно. И это меня особенно радует. Так что большое спасибо всем, кто пошёл мне навстречу, нашёл время всё послушать и мне написать. Ну и конечно, мне лично всё это очень помогло, а какие-то внутренние выводы ещё стоит осознавать и претворять в жизнь. За что тоже всем большое спасибо!

музыка

Previous post Next post
Up