День 4й. Моторный поход к "Золотой подкове стального пояса России".
9 марта. Листвянка - Половинка - Листвянка.
Сегодняшнее утро в Листвянке говорит нам о возвращении в цивилизацию. Тёплые номера, лифты в отеле и шампанское на завтрак...
Листвянка получила своё название за обилие лиственничных лесов, произрастающих в этой местности.
Главная новость с утра - обилие снега, выпавшего за ночь на Байкале. На Ольхоне выпало даже больше, чем на юге. Вся гладь уникального байкальского льда укрыта ровным толстым слоем снега.
Как же удачно у нас сложилось с погодой! Не зря мы побурханили на Хобое!
Фёдор говорит, что теперь остаётся надеяться на сильные ветра, которые раздуют снег и оголят пятаки льда. Но уже март-месяц, и если случится оттепель, то тот самый лёд можно будет увидеть уже только следующей зимой. К выходным синоптики обещают около ноля...
Утром мы отправляемся на смотровую площадку Черского, названную
в честь ссыльного учёного польского происхождения, который внёс огромный вклад в изучение и описание Байкала и его окрестностей.
Наверх ведёт кресельный подъёмник на горнолыжной базе. Отсюда, с высоты около 200 метров, открывается головокружительный вид на исток Ангары, вытекающей из Байкала и на знаменитую скалу шаман-камень. Жаль, заснеженный Байкал несколько портит картинку.
Ангара в этом месте со стремительным течением на протяжение нескольких километров не замерзает.
По легенде у Байкала было 336 сыновей - рек, которые его питали. Но дочь его Ангара влюбилась в Енисея и ушла к нему. Байкал вслед Ангаре бросил лишь камень, пытаясь преградить путь. Этот камень так и лежит поныне в середине истока реки и называется шаман-камень, а Ангара несет чистые воды Байкала в Енисей.
Сегодняшний день мы посвящаем поездке на квадроциклах и снегоходах вдоль Кругобайкальской железной дороги.
Кругобайкальская железная дорога была задумана и претворена в жизнь всего за каких то 7 лет на стыке 19 и 20 веков, как часть Сибирского железнодорожного пути (позднее - Транссибирской магистрали). В период строительства и позднее эта дорога именовалась "золотой пряжкой стального пляса России". И в первую очередь, не за её красоту, но за стоимость. В то время, для строительства этого участка дороги длиной в 240 километров, привлекались лучшие силы инженеров и каменщиков, в том числе из Европы. За участие в строительстве выплачивалась высокая зарплата.
Кругобайкалка на самом деле идёт полукругом, через юг озера, от порта Байкал до пристани Мысовая на Восточном Берегу Байкала.
В то время как участок по восточному берегу был относительно простой для строительства, часть КБЖД по западному берегу оказалась невероятно трудоемкой и дорогой, с множеством сложных инженерных сооружений на высоте до 400 метров над уровнем озера, таких как туннели, виадуки, мосты, арки и галереи. На этом 90-километровом участке одних только туннелей было сооружено 42 штуки. Фактически 2 туннеля на километр. В целом, на один километр железной дороги на этом участке было выполнено 4-5 инженерных сооружений. Это и объясняет высокую стоимость.
Многие туннели вырубались вручную, что видно при нахождении в шахте. Облицовка на манер сталинских домов в столице, из гладкого отшлифованного камня, заслуживает всяческих похвал и восхищений.
Этот дорогущий участок дороги, однако, с середины 20 века перестал активно использоваться, поскольку в послевоенное время была построена новая прямая ветка от Иркутска до Слюдянки, а с введением в эксплуатацию Иркутской ГЭС в 1950-х годах, участок от Иркутска до порта Байкал был затоплен и таким образом КБЖД от порта Байкал до Слюдянки стала тупиковой, и сегодня поезда здесь ходят лишь дважды в неделю.
Катание на снегоходах и квадроциклах по Байкалу - настоящее сибирское приключение, отличный выброс адреналина и опьянение от чистого воздуха. Накатались настолько, что еле дотянули до вечера. - Так хотелось спать.
Байкал был заснежен и местами заносы образовали неровности, поэтому на квадриках максимально получалось разогнаться до 75 км/ч.
Погода разыгралась. Отличный деревенский обед с борщом в домике с печкой в деревне Половинке прибавил сил на обратный путь.
Деревня Половинка, как и станция Половинная, получили своё название за то, что находятся на полпути от Порта Байкал до Слюдянки.
Вечером нас ждал ещё один интересный объект - лимнологический музей в Листвянке. Надо сказать, музей очень и очень достойный, с отличной экспозицией и виртуальным погружением на дно Байкала.
В "батискафе" , так же как и в московском планетарии, обстановка располагает ко сну, особенно после кислородного опьянения, полученного за день.
Помимо знаменитых байкальских нерп, в музее можно увидеть и других уникальных представителей озерной фауны. Удивительно, что из 2600 видов и подвидов водных животных, обитающих на Байкале, более половины являются эндемиками. Так, 36 из 61 видов местных рыб не встречаются более нигде в мире. Загадкой для учёных остаётся рыба голомянка, обитающая в разных слоях озера и являющаяся живородящей рыбой. Упоминавшийся ранее рачок эпишура, 350 эндемичных видов ракообразного гамарус, десятки видов бычков, байкальская нерпа, байкальский омуль и вымирающий вид байкальского осетра - лишь некоторые удивительные представители фауны, составляющие эту уникальную экосистему, такую хрупкую и не требующую вмешательства человека.
Некоторые шаги для улучшения экологической обстановки на Байкале предпринимаются. В частности, был закрыт местный целлюлозно-бумажный комбинат, запрещён отстрел нерпы и вылов байкальского омуля, призванный восстановить его популяцию.
Вечерний визит на рынок завершился закупкой большого количества омуля во всех его проявлениях, от соленого и холодного копчения до горячего только что приготовленного, и другой рыбы на вроде голомянки, и её ритуальным поеданием в местной пивной. Что может быть вкуснее!
Насыщенный день, и совсем нет сил писать путевые заметки. Очень хочется спать...
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.