ЛЕДЯНАЯ ИСТОРИЯ БАЙКАЛА. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО БАЙКАЛУ. Mzungu Expeditions. Март 2018. День 4.

Mar 10, 2018 13:13




День 4й. Моторный поход к "Золотой подкове стального пояса России".
9 марта. Листвянка - Половинка - Листвянка.

Сегодняшнее утро в Листвянке говорит нам о возвращении в цивилизацию. Тёплые номера, лифты в отеле и шампанское на завтрак...

Листвянка получила своё название за обилие лиственничных лесов, произрастающих в этой местности.

Главная новость с утра - обилие снега, выпавшего за ночь на Байкале. На Ольхоне выпало даже больше, чем на юге. Вся гладь уникального байкальского льда укрыта ровным толстым слоем снега.
Как же удачно у нас сложилось с погодой! Не зря мы побурханили на Хобое!

Фёдор говорит, что теперь остаётся надеяться на сильные ветра, которые раздуют снег и оголят пятаки льда. Но уже март-месяц, и если случится оттепель, то тот самый лёд можно будет увидеть уже только следующей зимой. К выходным синоптики обещают около ноля...

Утром мы отправляемся на смотровую площадку Черского, названную
в честь ссыльного учёного польского происхождения, который внёс огромный вклад в изучение и описание Байкала и его окрестностей.
Наверх ведёт кресельный подъёмник на горнолыжной базе. Отсюда, с высоты около 200 метров, открывается головокружительный вид на исток Ангары, вытекающей из Байкала и на знаменитую скалу шаман-камень. Жаль, заснеженный Байкал несколько портит картинку.
Ангара в этом месте со стремительным течением на протяжение нескольких километров не замерзает.

По легенде у Байкала было 336 сыновей - рек, которые его питали. Но дочь его Ангара влюбилась в Енисея и ушла к нему. Байкал вслед Ангаре бросил лишь камень, пытаясь преградить путь. Этот камень так и лежит поныне в середине истока реки и называется шаман-камень, а Ангара несет чистые воды Байкала в Енисей.

Сегодняшний день мы посвящаем поездке на квадроциклах и снегоходах вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Кругобайкальская железная дорога была задумана и претворена в жизнь всего за каких то 7 лет на стыке 19 и 20 веков, как часть Сибирского железнодорожного пути (позднее - Транссибирской магистрали). В период строительства и позднее эта дорога именовалась "золотой пряжкой стального пляса России". И в первую очередь, не за её красоту, но за стоимость. В то время, для строительства этого участка дороги длиной в 240 километров, привлекались лучшие силы инженеров и каменщиков, в том числе из Европы. За участие в строительстве выплачивалась высокая зарплата.
Кругобайкалка на самом деле идёт полукругом, через юг озера, от порта Байкал до пристани Мысовая на Восточном Берегу Байкала.

В то время как участок по восточному берегу был относительно простой для строительства, часть КБЖД по западному берегу оказалась невероятно трудоемкой и дорогой, с множеством сложных инженерных сооружений на высоте до 400 метров над уровнем озера, таких как туннели, виадуки, мосты, арки и галереи. На этом 90-километровом участке одних только туннелей было сооружено 42 штуки. Фактически 2 туннеля на километр. В целом, на один километр железной дороги на этом участке было выполнено 4-5 инженерных сооружений. Это и объясняет высокую стоимость.
Многие туннели вырубались вручную, что видно при нахождении в шахте. Облицовка на манер сталинских домов в столице, из гладкого отшлифованного камня, заслуживает всяческих похвал и восхищений.

Этот дорогущий участок дороги, однако, с середины 20 века перестал активно использоваться, поскольку в послевоенное время была построена новая прямая ветка от Иркутска до Слюдянки, а с введением в эксплуатацию Иркутской ГЭС в 1950-х годах, участок от Иркутска до порта Байкал был затоплен и таким образом КБЖД от порта Байкал до Слюдянки стала тупиковой, и сегодня поезда здесь ходят лишь дважды в неделю.

Катание на снегоходах и квадроциклах по Байкалу - настоящее сибирское приключение, отличный выброс адреналина и опьянение от чистого воздуха. Накатались настолько, что еле дотянули до вечера. - Так хотелось спать.
Байкал был заснежен и местами заносы образовали неровности, поэтому на квадриках максимально получалось разогнаться до 75 км/ч.

Погода разыгралась. Отличный деревенский обед с борщом в домике с печкой в деревне Половинке прибавил сил на обратный путь.
Деревня Половинка, как и станция Половинная, получили своё название за то, что находятся на полпути от Порта Байкал до Слюдянки.

Вечером нас ждал ещё один интересный объект - лимнологический музей в Листвянке. Надо сказать, музей очень и очень достойный, с отличной экспозицией и виртуальным погружением на дно Байкала.
В "батискафе" , так же как и в московском планетарии, обстановка располагает ко сну, особенно после кислородного опьянения, полученного за день.

Помимо знаменитых байкальских нерп, в музее можно увидеть и других уникальных представителей озерной фауны. Удивительно, что из 2600 видов и подвидов водных животных, обитающих на Байкале, более половины являются эндемиками. Так, 36 из 61 видов местных рыб не встречаются более нигде в мире. Загадкой для учёных остаётся рыба голомянка, обитающая в разных слоях озера и являющаяся живородящей рыбой. Упоминавшийся ранее рачок эпишура, 350 эндемичных видов ракообразного гамарус, десятки видов бычков, байкальская нерпа, байкальский омуль и вымирающий вид байкальского осетра - лишь некоторые удивительные представители фауны, составляющие эту уникальную экосистему, такую хрупкую и не требующую вмешательства человека.

Некоторые шаги для улучшения экологической обстановки на Байкале предпринимаются. В частности, был закрыт местный целлюлозно-бумажный комбинат, запрещён отстрел нерпы и вылов байкальского омуля, призванный восстановить его популяцию.

Вечерний визит на рынок завершился закупкой большого количества омуля во всех его проявлениях, от соленого и холодного копчения до горячего только что приготовленного, и другой рыбы на вроде голомянки, и её ритуальным поеданием в местной пивной. Что может быть вкуснее!

Насыщенный день, и совсем нет сил писать путевые заметки. Очень хочется спать...

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.

Кругобайкальская железная дорога, снегоходы, экстрим, снег, Байкал, путешествие по России

Previous post Next post
Up