ЛЕДЯНАЯ ИСТОРИЯ БАЙКАЛА. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО БАЙКАЛУ. Mzungu Expeditions. Март 2018. День 3.

Mar 09, 2018 12:32



День 3й. От маяка до Маяка.
8 марта. Малое море - Песчанка - Голоустное - Листвянка

Баня вчера вечером затянулась и увлекла. Под интересные разговоры и порту, пропарились трижды и уже за полночь вернулись в номера.
Договорились, что организму после двух активных дней и бани нужен отдых, поэтому сегодня стартуем на хивусе в 10:30.

За завтраком, в калейдоскопе событий и приключений, вспоминаем, что сегодня 8 марта и поздравляем наших девушек.

Хивус уже ждёт нас на пристани с отзывчивым и весёлым капитаном по имени Фёдор. Знакомимся и шутим, что легко запомнить: все кто из Иркутска - Фёдоры, а у нас все кто с бородой - Денисы :)

На чьё то предложение что то передать "водителю", Фёдор скромно улыбнулся и интеллигентно поправил: "капитану".
Да, хивус - судно на воздушной подушке, считается водным транспортом, хотя может эксплуатироваться на Байкале круглый год. В летний сезон, однако, хивусам тут предпочитают катера и теплоходы. Фёдор летом ходит на катере.
Хивусы используются и для перемещения по снегу и даже по земле. Такой универсальный вездеход.
Однако тоже уязвимый. Подушка под судном представляет собой своеобразную "надувную лодку", которую при наезде на подправленный торос может порезать как лезвием.
Управление однако более чем нетривиальное. Как только мы отошли от берега, сразу стало понятно, что отзывчивость руля тут секунд пять. Я вспомнил, как довелось водить лонгбот на реке Тонлесап в Камбодже. Тогда я осознал, что значит крутить руль (там были рыгали), и только секунд через 10-15 видеть результат своих действий. Без опыта тебя болтает от берега к берегу.
С таким управлением приходится постоянно обходить торосы. Нужно не только быть максимально внимательным, но и иметь большой опыт, чтобы пассажиры остались довольны :)

Навигация по Байкалу - штука вообще очень сложная. Фёдор говорит, что когда ехал за нами вчера с юга, попал под встречный северо-восточный ветер, и его "можно было обгонять пешком". Или бывает метёт, тогда едет исключительно по навигатору.

В летний период на Большом море бывают шторма с волной до 7 метров! Так что не случайно, местные не называют Байкал озером, а величают исключительно морем. Забавный, но показательный факт, что для управления водным судном на Байкале не достаточно обычных прав, которые имеют капитаны на озёрах. Тут нужны морские(!) капитанские права.
Вот такое оно, это море.

Миновав мыс Орсо с будто вклеенной в него каменной плитой и живописную бухту Ая, мы остановились у скалы Саган-Заба, что по-бурятски означает буквально "белая скала".
Место знаменито своими древними наскальными рисунками, оставленными , как считается во втором тысячелетии до нашей эры куриканами, населявшими эти места. Курикане, предшественники современных эвенков, были вытеснены в 13 веке монголо-татарами на восток. Часть монголов, попреки политике хана, осела на этих богатых землях, за что получила от монголов название "предатели", что по-монгольски звучит как "бурят".

Несмотря на то, что несколько слоёв со скалы слезло от воздействия воды, холода и ветра, сохранилось несколько хорошо различимых петроглифов, включая изображение лебедей, оленей, всадников с луком и нескольких "рогатых" шаманов. Примечательно, что шаман в общине всегда был один. Изображение одновременно нескольких шаманов остаётся загадкой и, вероятно, могло бы означать, что в этом месте проходило некое массовое мероприятие, где собирались жрецы со всей округи.

В пути у капитана возникают проблемы с тягой, хивус не набирает обороты. После нескольких удачных попыток заглушить и завести снова становится понятно, что проблема в бензонасосе. Топливо, купленное вчера в Песчанке, похоже, подвело...
Теперь нужно во что бы то ни стало дотянуть до горы Большая колокольня у Песчанки, которая маячит издалека.

Благодаря усилиям капитана, к обеду мы все же прибываем в Песчанку, где у нас запланирован обед и катание на коньках.

Песчанка с метеостанцией на берегу названа так за песчаные почвы на склоне, где местные сосны с гигантскими растопыренными корнями и отсутствием под ними почвы (ветер выдувает песок) похожи на сюрреалистичные мангровые деревья.
Сделали отличный трек по склону, взобравшись на поросшие лесом и заснеженные скалы метров на 70 вверх. На вершине старый Маяк, который в середине прошлого века функционировал за счёт топлива, заносимого на вершину в 100-литровых бочках вручную при помощи деревянных перил, остатки которых там ещё сохранились.

Пока мы организовали пикник на льду, Фёдор починил хивус.
Лёд у Песчанки немного рябой, видимо застывал во время волнения, но если отъехать дальше от берега, то лёд отличный, лазурно-голубого цвета. Накатавшись, мы отправились в Голоустное, знаменитое своим льдом с пузырьками. На мелководье, лёд при застывании замораживает большие пузырьки воздуха. Выглядит очень эффектно, и так и хочется его фотографировать:)

К закату мы приехали в Листвянку - пожалуй, самое оживлённое поселение на берегах Байкала. Здесь в отеле Маяк мы проведём две ночи.

Завтра мы отравляемся на снегоходах и квадроциклах изучать Кругобайкальскую железную дорогу и кое что ещё.
Отбой, как всегда, поздний, пока после душевного ужина допишу все заметки. Впрочем, не у всех. - Команда дышит свежим байкальским воздухом, высыпается и набирается сил :)

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


коньки, лед, буряты, зимний Байкал, хивус, экспедиция, торосы, дикие путешествия, Байкал

Previous post Next post
Up