ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ДР КОНГО, УГАНДЕ И РУАНДЕ. Февраль 2013
День 6й. Третья серия документального фильма "Пыль", или show must go on.
БУНЬЯ - ЭПУЛУ
Все соскочили раньше времени, потому как спать до полдевятого не привыкли. Да еще и с учетом перевода времени. В Уганде это уже полдесятого.
Я встал в 7 с копейками. Из ванны услышал как завелся наш рафик. Годфри вывернул колеса, покрутился возле них с монтажкой, почесал редьку ( потому как репа - белая) и поехал, видимо, в сервис. Только в 8 утра... Снова сомнения, что стартанем в лес в 10, как условились.
Чего-чего, а по утрам Годфри пунктуален. В 10.10 он подал исправленную машину. Действительно, полетел подшипник на левом переднем колесе. Мы быстро покидали все в машину и выдвинулись в лес к пигмеям.
Шоу продолжается! За 20 минут, что мы едем от отеля, нас уже остановили трижды. То, что вытворяют на дороге полисмены, полисвуманы и прочие "силовые структуры", нельзя назвать никаким другим словом кроме как "Шоу". С большой буквы "Ш". Завидев приближающийся автотранспорт, особенно с буржуйским содержанием, подтянутый набриолиненый высокий молодой человек в яркой полицейской форме и неизменной беретке, бравым шагом выскакивает на дорогу, становится прямо перед автомобилем и, пронзительно свистя, резкими вышколенными движениями показывает кому надо остановиться, а кому из его команды нужно подойти и опросить водителя. Жесты настолько театральны, что порой я с трудом сдерживался, чтоб не заржать как конь.
Годфри трёт с ними всеми на суахили. Теперь я понял, почему он называет его trade language.
Он наменял целый карман купюр по 500 франков (почти полдоллара) и раздает их дорожным мытарям, когда финансовый вопрос встает ребром.
За пару дней передвижения по стране у меня в голове нарисовался портрет типичного конголезца. Это черный как смоль парень в грязных серых джинсах и сланцах, яркой обтягивающей желтой футболке, китайских темных очках а-ля Police (если на них хватило денег, это привилегия избранных все же) и шляпой в форме панамы, впитавшей в себя все запахи, всю пыль и грязь, коих на конголезской земле в избытке.
Еще одно наблюдение - угандийские женщины симпатичнее конголезских, хотя и среди последних попадаются интересные особы. Ну а как не попадаться, если тут живет около 60 млн человек, и восточная часть страны заселена наиболее плотно. Хотя это и касается большей частью областей Киву; в провинции Ориентале, где мы сейчас, люди живут в основном вдоль дорог, а дальше лес, непролазные джунгли.
Мы едем строго на запад, в самое сердце Африки, в лес Итури, или то, что от него осталось. Это там сохранилась внушительная популяция лесного жирафа окапи, эндемика этих мест, ведущего ночной образ жизни. Это там, безжалостная вырубка лесов ограничила зону проживания самых низкорослых людей на планете - пигмеев. Живущие там пигмеи самые маленькие, около 120 см!
Погода начала хмуриться, дав нам живительную прохладу. Мы пятый день в экваториальной зоне и так и не видели дождя. Не то чтобы я по нему соскучился, так, чистое любопытство ;)
В поселке под названием Команда на очередном КПП мы остановились, чтобы купить пива. Ребята взяли единственное пиво в банках под брендом RAMBO. 9,5% алкоголя, редкая мыльная дрянь. Я чуть не захлебнулся, пытаясь пить его через соломинку. Еле сбагрил. Это говнище поставляет сюда Литва...
В поселке Команда я вспомнил про нашу разношерстную команду, которую самое время представить. Среди нас два топ-менеджера из сферы логистики, Денис и Тимур, их жены Таня и Лена, первая финансист, а вторая воспитывает большую семью, Миша - молекулярный биолог из НИИ, он же почетный держатель общака (joint cash holder), и я, скромный корпоративный управленец из молочной компании.
Чем дальше на запад, тем зеленее пейзажи. Мы спустились уже до 950 м над уровнем моря. По обе стороны настоящий экваториальный лес, джунгли.
Дома все более аутентичные, люди все приветливее. Даже "м'азунгу" звучит уже как то позитивно, выражая лишь их неподдельный интерес к нашим персонам, но никак не агрессию.
Все чем то заняты, не бездельничают, не попрошайничают. Почему Бог не дает их стране мира? Мира, который они так давно заслужили.
Нас остановили на очередном посту. Люди типа в форме, но без нашивок, зато с бейджиком :) предложили нам сдать паспорта для проверки и регистрации. Мы прошли в какую то халупу из говна и прутьев, покрытую шифером. Там было прохладно. Два франкоговорящих перца и один лопочущий по-английски опросили меня под запись. Таня сидела с нами и заметно нервничала. Это было очень не кстати, потому как разговор явно имел финансовую цель. Парень по имени Гад поинтересовался целью визита, сказал что живых окапи там не осталось и, ехидно улыбнувшись, сказал мол не переживайте, все будет хорошо. Я пошутил, что мы мол сюда не переживать приехали, а получать удовольствие, в противном случае дома бы сидели :) потом рассказал им про советского героя Патриса Лумумбу и московский университет, названный в его честь. Главный, будучи пожилым дядькой и помнящим то время, одобрительно закивал. Гаду я между делом пообещал сигарку. Тут, уловив их благосклонное ко мне расположение, я сыграл на опережение, попросив паспорта. Они сразу перекинулись на нашего гида - угандийца. Надо сказать, с изрядной долей презрения они относятся к своим восточным соседям. По тону стало понятно, что они хотят от него деньги. Он, достав 3 тысячи франков и буквально вывернув карман, передал деньги главному. Угостили Гада и других сагаретой и сигариллой. Тот, приобняв меня, проводил до машины и предложил услуги рейнджера в Эпулу. Я сказал, что у нас есть. Тот что то сказал нашему водиле. Наш сразу занервничал, передав нам, что в Эпулу не безопасно и ехать туда или нет, станет понятно в Мамбасе после встречи с гидом. Годфри почти не владеет информацией по Конго, и, сдается мне, Гад напугал его, чтобы тупо заработать. Уж очень коммерчески ориентированные были эти парни.
Километров 40 до Мамбасы. Население уже преимущественно пигмейское или смешанное, низкорослое, с иными чертами лица.
В Момбасе Годфри останавливается у какого то геста с вооруженной охраной и, поговорив с ними, озвучивает нам необходимость ночевать в Момбасе. Ему нужно время, чтобы выяснить ситуацию с безопасностью в Эпулу и, если все ОК, то утром выезжаем туда. Мы с Мишей настаиваем на поездке прямо сейчас со ссылкой на нашу программу и на не понимание причин невыезда сегодня. Для нас все очевидно: у них не проработана программа выезда и пребывания в Эпулу, нет ни гида, ни повара, нихрена...
Годфри заводится, видя нашу настойчивость, и приглашает Таню обсудить тему с солдатами на французском, пусть дескать они скажут, можно ли туда ехать. Денис идет с ними.
Минут через 10 все трое возвращаются довольные - ехать разрешено, опасности нет. Денис объяснил на английском цель нашего визита, а Таня пожелала доброго вечера на французском. Главному льстила их обходительность. Он всеми фибрами хотел показать свое почтение редким туристам. Годфри, кажется, тоже рад, что хоть как то это разруливается.
Вопрос военной безопасности в стране стоит весьма остро. Еще утром, когда мы выезжали из отеля, весь периметр был усеян боевыми солдатами в полном вооружении, один из которых был с гранатометом. На наш вопрос "what's up?", Годфри ответил, что кто то крутой должен приехать в наш отель, предположив, что, возможно, это я ;))
На подъезде к Эпулу нас обогнал мотоцикл с сидящим сзади солдатом. По всему было видно, что они хотят нас остановить. Солдат соскочил с мопеда прямо у КПП, и в нашу сторону побежало человек семь в касках, камуфляже и полном обмундировании. Нас потребовали выйти и пройти на проверку наших паспортов и камер. Этот пункт был похож на действующий военный гарнизон. Под вооруженным сопровождением мы проследовали внутрь территории, где в центре поляны сидел мужик лет 35 в леопардовых шортах и такой же рубашке с коротким рукавом. Рядом с ним сидела женщина с выбеленной кожей, подкачанными ботексом губами и силиконовыми сиськами, на которых отчетливо виднелись шрамы от пыток или сильных побоев. Это была женщина мужика в леопардовом костюме. Она покорно держала его пиво и ни на кого не бросила и кроткого взгляда. Вокруг них почти неподвижно стояли солдаты с разного рода вооружением в касках и темных очках.
Мне на миг показалось, что мы попали в лагерь к повстанцам...
Главный, очевидно здешний полковник, резко жестом приказал нам сесть на своевременно поданные солдатами стулья. Мы сели, понимая, что дело пахнет керосином. Он допросил нас, откуда мы и зачем, пролистав наши паспорта. Его недовольство было явно выражено на его лице. К нам четверым (девчонки остались в машине) подошел Годфри. Его также усадили и дерзко и с вызовом допросили. Леопардовый полковник вопрошал, какого черта его из Уганды занесло сюда и почему мы фотографировали его территорию от Мамбасы до их заставы. Услышав, что мы туристы и наша цель - пигмеи, окапи и лес Итури, они переспросили, какого чёрта мы снимали по дороге и "какова наша здесь миссия".
Мы повторили все еще раз в красках, приплетя биолога Мишу и сделав максимально невинные глаза. Главный буквально кричал на Годфри, который сначала заметно нервничал, а потом вошел в раж и разрулил таки ситуацию. Мы с Денисом всем видом показывали нашу открытость. Денис принес вторую камеру, поскольку они видели, что мы снимали на три камеры, а светить Мишину со всеми видео на блок-постах было бы всё равно что сыграть в русскую рулетку.
Я предложил сходить за контрактом в подтверждение того, что наша единственная миссия здесь - туризм. Полковник резко приказал оставаться на местах. Он, прочитав финальную нотацию Годфри и нам, вдруг неожиданно вернул паспорта, не запросив ни копейки. Мы уже были готовы к стиранию содержимого флешек и "штрафу" долларов эдак в 200-300 на группу. Уж очень здорово и настойчиво он адресовал свои требования водителю авто.
Этот акт длился около получаса. Адреналин успел подскочить у всех изрядно..
Мы поблагодарили полковника. Денис достал и протянул ему кубинскую сигариллу, обозначив, что это мол с Острова Свободы. "Кастро", - улыбнувшись сказал полковник и, едва взяв подарок, тут же передал его стоявшему за ним солдату. Благородное поведение от начала и до конца. Потому то он тут и главный. На выходе ребята раздали солдатам сигарет и угостили литовским пивом. Простые солдаты были очень рады и провожали нас практически под аплодисменты.
Едва сев в машину, большинство из наших сразу сделали по глотку виски. Так, для снятия стресса :)
Это был самый эмоциональный экспириенс за 6 прошедших дней. Мы поняли, что отделались очень легко, легче чем каждый из нас предполагал.
Нам запретили фотографировать по дороге в Эпулу. Мы послушно спрятали камеры.
В ночи приехав в Эпулу, Годфри едва уговорил армейских открыть гейт, потому как въезд после 18 часов закрыт. Человек в форме провожал нас метров 300, подняв три шлагбаума, последний из которых был через мост.
Мы въехали на территорию кемпинга и долго ждали ответственного за размещение. Парень в штатском по имени Мишель прибыл на нашем рафике и показал территорию и инфраструктуру кемпинга. Все очень даже прилично. Кемпинг стоит прямо на берегу полноводной и бурной реки Эпулу. Шум от ниспадающей по порогам воды, звон миллионов экваториальных цикад и тысячи светлячков создают невероятную атмосферу. Миша почувствовал себя как дома. Нашу усталость как рукой сняло.
Не разбивая лагерь, мы поехали в поселок в "ресторан" "Maman doudou" (Большая мама), где от души поели местную еду, козлятину с рисом, обильно запив все пивом и текилой. На свежем воздухе и после столь насыщенного дня текила пилась превосходно :) даже Мишель и Годфри выпили с нами за лес Итури.
Я стал по другому смотреть на факапы. Нет, я уже давно рассматриваю факап в путешествии как благо, ибо это наш опыт, который, как известно, делает нас только сильнее. Ну и адреналин, конечно. Но даже с этой позиции я еще раз переоценил свое отношение к сложностям и сбоям в маршруте.
Под низким африканским небом мы разбили палатку и после холодного душа легли на распахнутые спальники.
Это был пыльный день, где в мутной воде нам удалось поймать большое приключение...
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
ДРУГИЕ ФОТОЗАМЕТКИ из этого путешествия в Конго:
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО И СТРАНЫ-СОСЕДИ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. АНОНС БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 1й. Отряд не заметил потери бойца. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 2й. Здравствуй, Африка! БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 3й. Аааа-а, крокодилы, бегемоты! БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 4й. В гостях у братьев наших меньших. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 5й. Per asper ad Congo БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 7й. Гулливер в стране лилипутов. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 8й. Чемпионат Леса Итури или Halftime БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 9й. "Мы переживаем за наших туристов в Конго". БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 10й. Самый непыльный день, или Шторм лучше штурма. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 11й. Мы больше не переживаем за наших туристов в Конго, или Кинг-Конг жив. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 12й. День потерянного времени и потерянных впечатлений. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 13й. Бодрое утро, Уганда! БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 14й. Акуна матата или 12 секунд леопарда. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 15й. Дорога по направлению к дому. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 16й. Между Европой и Азией.