ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ДР КОНГО, УГАНДЕ И РУАНДЕ. Февраль 2013
День 5й. Per asper ad Congo
ПАКВАЧ - ГОЛИ - МАХАГИ (ДРК) - БУНЬЯ
С каждым днем подъем все раньше и раньше. Сегодня был намечен на 5.30, но включившийся утром вместе с электричеством вентилятор заглушил все старания будильника поднять нас. Я обнаружил, что время уже без четверти, и айфон тщетно протирает пол виброзвонком.
Как оказалось, мы с Мишей спали лучше других благодаря распахнутым окнам. Несмотря на удушающую жару, перемешенную с совсем уж тропической влажностью, я спал как убитый, проснувшись лишь однажды часа в 4 , когда Миша встал докачать свое видео.
Другие спали куда хуже. Тимур запутался в балдахине, Денис дважды за ночь вставал принять холодный душ, на Таню среди ночи залез таракан.. Это было тараканье утро - один такой нырнул в ее чашку с кофе прямо из запакованного сахарного пакетика... У них тут много всякой подножной живности, я вон сегодня обнаружил богомола, сидящего прямо на шторах. А он крупнее, чем я думал!
Неплохо позавтракав с омлетом и хлопьями, мы покидали вещи в машину и в 6.45 выехали в Конго.
Годфри говорит, что дорога до границы займет 5 часов! Здесь всего 60-70 км. Я ума не приложу, с какой же скоростью мы должны передвигаться, чтобы так "растянуть удовольствие". И это при том, что часть пути лежит по асфальтированному шоссе ;) Let's see ;)
Мы едем по идеальному асфальтированному шоссе, ведущему на северо-запад Уганды. Мимо пролетают водокачки, женщины, несущие на головах что то на рынок, и школьники всех возрастов в униформе и без оной.
В Уганде каждый имеет право и теоретическую возможность бесплатно посещать начальную школу, аж с 3,5 лет. Однако, фактически существуют удаленные районы, где до школы не добраться. Потому посещают ее не все.
Поймал себя на мысли, что угандийцы очень черные. Чернее всех других народов, что я встречал, даже ботсванийцев. Единственные, кто могут сравниться с ними в черноте, это, пожалуй, Мурси из долины Омо в Эфиопии.
До границы мы доехали меньше чем за 2 часа. Все ровно так, как я себе и представлял: км 50-60 по идеальному шоссе и потом не более 15 км по убитой грунтовке. На одном из небольших подъемов встали две фуры. Одна, пытаясь обогнать стоявшую другую, тоже встала. Нам пришлось проезжать по разбитой и ухабистой обочине. Наш рафик явно не вытягивал и с десяток местных, включая женщин, лихо подтолкнули нас:)
Вот я и получил ответ на вопрос, почему Годфри сказал, что ехать до границы часов 5. - Он просто не знает дорогу... Несколько моментов впоследствии это только подтвердили.
Мы пошли в имиграционку ставить отметку о выбытии из Уганды. Миша не хотел идти туда персонально. Конечно, привык ходить в Замбию без визы!;)
Въезд в Конго ознаменовался громким "М'зунгу!" В Уганде за три с лишним дня мы услышали это лишь однажды, в Кампале. Здесь это произошло на второй минуте ;)
Страна бедная. Это сразу бросилось в глаза. Буквально через километр после поста нас остановила шайка "дорожников", перекрывших путь камнями и ветками. Наш водитель отсыпал им из своих аж 10 тысяч шиллингов (4 долл), получив право ехать дальше.
Впоследствии мы платили такую пошлину раз в 10-15 километров! Правда уже сначала по 1 тысяче, а потом и вовсе по 500 местных, которые Годфри успел наменять на чекпоинте.
Несколько километров от угандийского до конголезского контроля мы ехали за крутыми парнями из очень демократической республики. Один из них был на Хайере, второй на Тиане. Очевидно, местные авторитеты. Они не заплатили ни разу, всякий раз показывая на нас, что мол с пацанов нехер брать, вон белые лохи расплатятся.
Как оказалось, государство не следит за поддержанием дорог и местные проявляют инициативу, сколачивая дорожные бригады и, само собой, собирая за свои труды дорожный налог. Я осознал, что у меня к ним выраженное чувство жалости. Как же им должно быть хреново, чтобы они вот так вот выходили на заработки. И, на мой взгляд, это заслуживает уважения. - Они не стреляют, не грабят и не попрошайничают - они работают.
Несмотря на то, что фактически мы пересекли границу в Голи, де-юре нам предстояло пройти все формальности на таможне в Махаги.
Тут, конечно, не обошлось без приключений.
Мы сразу поинтересовались у местного молодого офицера, по совместительству переводчика с английского на французский, сколько въездов у нас согласно нашей визе. Как выяснилось, только один. Это означало, что если самолет из Бени в Гому не полетит, мы не сможем въехать в Конго второй раз из Руанды для встречи с гориллами Кахузи-Бьега :(( Мы же обсуждали с Баландинским необходимость минимум двух въездов и именно так заполняли переданные ему анкеты... Очередной факап. Мы начали выяснять у офицеров, какие есть возможности получить еще одну визу для второго въезда. Те сказали, что вроде как можно оформиться в Бунье. Мы спустили разговор на тормозах, взяв паузу. Офицер из имигрейшена, поняв это, сказал что то нашему гиду. Нам всем показалось, что речь шла о том, что мол не вздумайте заезжать второй раз, ведь у вас только один въезд. Он потом подбегал к гиду еще раз, сурово напоминал и даже грозил кулаком. На все мои вопросы, Годфри не признался, что речь шла об этом. Дело попахивало керосином...
Надо сказать, что местные совсем не говорят по-английски, и даже тот парень, что у них числится переводчиком знает лишь отдельные фразы. Если бы не Танин французский, который ей приходилось судорожно вспоминать после студенческой скамьи, нам бы пришлось совсем туго. Я тоже, сам от себя не ожидая, вспомнил пару нужных глаголов и существительных (просто исказив английские слова ;)). С числительными и вовсе оказалось все совсем не плохо - пошел купил бананы за шиллинги, пока конголезские официалы ждали какого то босса.
В итоге они выдали тему, о которой я знал. Заманив Таню в коморку, начали впаривать ей на французском, что необходимо заполнить какие то анкеты... Всё мне тут стало понятно, что с нас хотят взять деньги. Мы сначала апеллировали к Годфри, что мол это незаконно и надо им объяснить, что мы не будем платить. Но он играл по их правилам. То ли не хотел с ними сраться, то ли не знал как себя вести в этой ситуации. А по-моему, и то и другое. В итоге мы решили, что без этого нас с границы все равно не выпустят при таком раскладе, и хрен с ним заплатим по 30 долларов (вроде как между строк они где то назвали сумму), но дадим им обратную связь, что мол это незаконно, и если какой хер у нас будет просить бабло за анкету в Бунье или дальше по маршруту, будем ссылаться на вас, что мол налог этот нами сполна уплачен. Оплатив взятку по тридцатке с носа, я сказал Годфри что это совсем не айс, поскольку это его работа разгонять мух и не позволять налагать на его группу незаконные взыскания, а потом сказал господам пограничникам, что я думаю по этому поводу и что мол никому больше ни копья не заплачу, попросив гида перевести все это.
Мы, наконец, поехали, проторчав на границе почти 4 часа.
Всё, вот теперь мы уже точно в Конго, и ничто нас не разлучит ;)
Демократическая Республика Конго - страна, которая вопреки стараниям Патриса Лумумбы и Че Гевары, так и не стала социалистической. Многолетнее правление Мабуту обрекло страну на тоталитаризм. Авторитарная власть этого вождя, между делом наворовавшего за время своего правления 10 млрд долларов(!), все же сумела удержать страну от распрей и войн. Конец его правления положил начало самой черной странице в истории Конго - самой кровопролитной в истории человечества гражданской войне, эхо которой оглушающе отзывается и сегодня.
Конго - уютная страна, как правильно подметил Миша. Буйная сочная тропическая растительность с вкраплениями вековых хвойных деревьев, облюбовавших склоны на высоте 1600-1700 метров над уровнем моря, контрастирующие с красной охряной почвой, и дополненные круглыми африканскими хижинами с конусообразными крышами, умиротворяют и располагают.
Конго, похоже, аграрная страна. - Все куда то спешат с мотыгами. А те, что не нашли мотыгу, держат в руках лопату и латают дорогу в надежде хоть как то заработать.
Вопреки, моим ожиданиям, население в деревнях приветливое, все машут, кричат что то доброе и улыбаются. Прямо такой африканский Таиланд - страна улыбок :)
Мы по пути накрутили несколько шариков-колбасок и раздавали детям, а девчонкам заколки. Девчонки боялись брать их из рук в руки, прося кинуть. Меня это очень удивило.. К чему бы это?..
Все-таки машина у нас не фонтан. По Уганде это не так чувствовалось. А здесь, на ухабистых дорогах Конго мы ползем 30-40 км/ч. Джип сделал бы это расстояние много быстрее. А еще у нас нет кондиционера и мы надышались пылью года на два вперед. Даже в жопе мира, пустыне Данакиль в Эфиопии, у нас были машины с кондиционером. В Уганде такой, очевидно, не нашлось. Издержки работы с турагентом, хотя язык уже не поворачивается назвать его так. Такого пох...изма в индустрии организации путешествий я еще не бачил.
По пути от границы до Буньи мы были остановлены 19 раз "дорожниками", полицейскими, типа "полицейскими" и солдатами разных мастей. Большинство из них хотели денег, другие просто проверяли документы на машину или наши паспорта... Дорога от Махаги до Буньи заняла 7 часов! Хотя, думаю, там нет и двухсот километров.
На самой финишной прямой по закону подлости у нас начало что то стучать, то ли рессора, то ли подшипник, то ли еще что начало отваливаться. Годфри сказал, что завтра выезд в районе 10 утра, поскольку ему нужно починить машину. Разумеется, у нас есть опасения по поводу завтрашнего выезда в Эпулу. Это - главная цель нашего маршрута.
Годфри неожиданно заселил нас в отель - в кемпинге не было мест. Это приятный сюрприз, горячий душ после такой дороги очень даже кстати.
При заселении к нам в номер хвостом за мной зашел портье с вопросом, как мол вы, двое мужчин, живете в одном номере, не хотите ли взять еще один номер? Мы сказали, что с ориентацией полный порядок, а денег мол на два номера нет :) Тут заявился наш гид и после короткого разговора с перцем из отеля, сказал нам, что правилами гостиницы запрещено проживание двоих мужчин в одном номере и типа нам надо взять еще один номер. Я послал обоих в лес, захлопнув перед их носом дверь. Конфликт был исчерпан:)
Мы очень неплохо поужинали в приличном для этих мест отеле. Традиционно заказали на всех жареной курицы и картошки фри. Примечательно, что в меню была водка Русский Стандарт, которую ребята также взяли. Мне снова не хотелось крепкого и я пил пиво. Местное пиво с немецким названием Mützig значительно превосходит угандийское, должен я сказать.
Завтра подъем не ранний, чиним машину. Но после такой дороги позвоночник того и гляди высыпется в штаны, и очень хочется спать..
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ДРУГИЕ ФОТОЗАМЕТКИ из этого путешествия в Конго:
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО И СТРАНЫ-СОСЕДИ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. АНОНС БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 1й. Отряд не заметил потери бойца. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 2й. Здравствуй, Африка! БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 3й. Аааа-а, крокодилы, бегемоты! БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 4й. В гостях у братьев наших меньших. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 6й. Третья серия документального фильма "Пыль", или show must go on. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 7й. Гулливер в стране лилипутов. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 8й. Чемпионат Леса Итури или Halftime БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 9й. "Мы переживаем за наших туристов в Конго". БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 10й. Самый непыльный день, или Шторм лучше штурма. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 11й. Мы больше не переживаем за наших туристов в Конго, или Кинг-Конг жив. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 12й. День потерянного времени и потерянных впечатлений. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 13й. Бодрое утро, Уганда! БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 14й. Акуна матата или 12 секунд леопарда. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 15й. Дорога по направлению к дому. БОЛЬШАЯ АФРИКАНСКАЯ АВАНТЮРА: ОТ ОЗЕРА ВИКТОРИЯ ДО ЛЕСА ИТУРИ. День 16й. Между Европой и Азией.