ЗАТЕРЯННЫЕ ПЛЕМЕНА АМАЗОНИИ: ЛЮДИ-ЯГУАРЫ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПО ПЕРУАНСКОЙ АМАЗОНИИ. Дни 9й-11й

Nov 03, 2018 10:00




Дни 9й - 11й. Три дня как один.
8 - 10 июня. Деревня Буэн Перу - Малока (общинный дом) матсес в верхнем течении Лобояку

Ночью у меня вдруг подскочила температура. Это произошло резко и без видимых на то причин. Конечно, я в Амазонии всего пятый день, и для малярии это совсем рано, но коли тесты есть, не сложно сделать. Сделанный в условиях местной хижины простой тест дал желаемый ответ: малярии нет.

Мы плывём на лодках вверх по течению Гальвеса, отмечаемся на последнем КПП и уходим в рукав притока Гальвеса. Это река Лобояку. Лобояку вполне полноводная река, практически не уступающая Гальвесу по ширине.
Под палящим солнцем я чувствую себя плохо. Снова с температурой я прибываю в малоку - большой общинный дом матсес, расположившийся на возвышении на левом берегу Лобояку.


Мы проходим в малоку - огромное сооружение метров тридцать длиной и метров семь высотой. Здесь размещается вся община матсес. Они приветствуют нас в полном составе и при полном параде. Меня это несколько удивляет, я даже не думал, что они так ходят постоянно. Это производит сильное впечатление.
Каждого отдельно приветствую за руку и знакомлюсь.
В малоке живет несколько семей. Вождь Самуэль в возрасте около 70 лет со своей женой Бысо. Другой мужчина Туми, примерно того же возраста, и его жена Ышко. Ещё четверо женщин, включая Селену, Терезу, Кармен и Анхелу. Две последних, предположу, не фертильны. У остальных есть дети. Всего в малоке их четверо.

Вождь Самуэль неспешно завёл разговор. Его первый вопрос: есть ли у нас мужья или жёны. С огромным интересом расспрашивает всех по порядку, начиная с Андрея, и далее по кругу. Дальше спрашивает про детей. С неподдельным интересом выясняет наш социальный статус. Из разговора становится очевидно, что это, если не единственное, что имеет для него значение, то абсолютно точно самое определяющее.

Далее Самуэль выяснил, откуда мы. По реакции похоже, что понимает. Узнав, что лететь до нас 17 часов, вождь сокрушается, что это наверное дорого. Дальше вдруг на полном серьезе говорит, что тогда дойдёт до нас пешком, также как он ходит по старой тропе матсес в Рекену. Тут становится понятно, что общего представления мира, как его знаем мы, у матсес не существует.

Первое, чем решил похвастаться вождь - это огород и самая главная там культура - маниок. Это то, чем богаты матсес.
Впрочем, с рыбой тоже нет никаких проблем в Лобояку. На вечерней рыбалке ребята выудили пару десятков увесистых рыбин: пиранья, лиса, окунь, сомик. Все рыбы хищные. Тут все друг друга едят.

Я отдал половину жаропонижающих Алисии в Буэн Перу, у меня таблетки на исходе, а температуру сбить не так просто. Причина понятна - кишечная инфекция, похоже, бактериальная. Это даёт высокую температуру. Под дневным солнцем она, кажется, набегает ещё быстрее. Меня лихорадит.

Ко мне подошла Анхела, женщина матсес с самым запоминающимся лицом: большими глубокими глазами, вытянутым носом и чёрными как смоль волосами с ровно подстриженной челкой. Она была в одной юбке, бусах и с шикарными "кошачьими усами". У Анхелы в руках была кастрюля с водой, листьями и соком лайма. Она жестами пригласила меня лечь на край настила и принялась делать мне обтирание. На вроде того, как мы делаем обтирание водкой, женщина матсес неспешно и методично растирала каждую часть моего тела. Поливая на голову, она вычесывала из моих волос листья лайма. Вся эта процедура длилась почти полчаса. Я чувствовал, как температура спадала.

Я лежал полуголый в дебрях Амазонской сельвы с высокой температурой и был невероятно счастлив, что тут оказался. Ощущение, когда женщина матсес по-матерински заботится о тебе, едва ли можно сравнить с чем то, что ранее приходилось испытывать. Надо мной стояла она, Анхела, одна из последних женщин-ягуаров, живая легенда.

Матсес - коренное индейское племя, населяющее долину реки Жавари и некоторых ее притоков, расселенное на территории как современного Перу, так и Бразилии. Матсес, равно как и их соседи матис и корубо, относятся к языковой группе пано, говорят на собственном языке матсес. Само название народа означает "люди". Таким образом, сами матсес ассоциируют себя исключительно с людьми, но не с ягуарами, хотя в литературе встречается сравнение "люди-ягуары". Такая ассоциация стала возможна, вероятно, по двум причинам.
Во-первых, за традицию ношения их женщинами "кошачьих усов" - демуш. Если татуировка на лице служит идентификации матсес, то усы женщины носят, потому что "это красиво". Вместе с тем, усы на манер кошачьих вызывают стойкие ассоциации с ягуаром, коль скоро течь идёт о Южной Америке.
Вторая причина - историческое наличие двух кланов матсес, как выделяют в некоторой литературе. Это клан червей и клан ягуаров. По тому как расписан красной краской онотэ головной убор (лента) матсес, можно определить, к какому клану относятся те или иные люди.
Андрей Матусовский говорит, что живущие в нашей малоке имеют точки (а не черточки) на головном уборе, поэтому можно сделать вывод об их исторической принадлежности к клану ягуаров.

На следующий день все мужчины и женщины малоки собрались на большую рыбалку.
Вождь Самуэль откопал в своём огороде корень барбаско - растения, корень которого считается ядовитым. Эти корни должны помочь выловить максимум рыбы в ручье.
Принцип работы барбаско заключается в том, что попадающий в воду корень отравляет её не токсином, а имеет свойство выгонять из воды кислород, так что рыбе становится нечем дышать и она всплывает на поверхность. На поверхности матсес собирает её сачками, руками и при помощи мачете. Тут все средства хороши.
Для рыбалки выбирается не глубокий ручей, вождь строгает в него корень барбаско, а ниже по течению рыба уже всплывает. Отравить таким образом мелочь не сложно, а вот крупную добычу нужно постараться. Конечно, матсес приходят на такую рыбалку, чтобы добыть суперделикатес - электрического угря. И на этот раз им удалось. Принесли в деревню много еды, включая полутораметрового угря. С ловлей угря нужно быть очень осторожным, если он выпустит свой 600-вольтовый разряд, поражение для человека может быть смертельно.
Говорят, что в Бразилии фермеры практикуют следующий способ ловли электрического угря. Они загоняют стадо коров в ручей, где угорь полностью разряжается на коров. Те мычат, но терпят. Потом пастухи берут угря обезоруженного.
У матсес нет коров, они рискуют своими жизнями.
Кстати, рыба, выловленная при помощи барбаско, не опасна для человека. В ней нет никаких токсинов.

Ночью шёл дождь, настоящий экваториальный ливень. По сути первый раз за эту поездку.

На следующий день мужчины и женщины племени отправились далеко в джунгли. Матсес нужно дерево капара, из которого они добывают что то наподобие жженой резины, которая имеет свойство долго тлеть. Это нужно матсес, чтобы организовать вечером освещение в малоке. Других средств по сути не существует. Здесь нет никаких электрогенераторов и прочих благ цивилизации. Матсес умело обходятся тем, что даёт природа.

По дороге в джунглях матсес обнаруживают следы ягуара и тапира, даже по пути не теряют возможности поохотиться. На глаза попадается нора агути - гигантской крысы. Эта нора традиционно имеет несколько выходов и длинные подземные ходы. Выкурить её оттуда не так то просто. Огня под рукой нет, а значит, приходится заливать нору водой. Агути хоть и слышно в норе, она каким то чудесным образом уходит.
Другое животное, которое живет в норах и периодически вносит разнообразие в рацион матсес - броненосец. Лёша очень хочет попробовать мясо броненосца, но, к сожалению, все норы, что находят матсес, пустые.

Вечером третьего дня я зашёл в малоку, где у костра сидела женщина-ягуар, с традиционным раскрасом на лице и кошачьими усами. Это Бысо, сестра моего доктора Анхелы. Бысо заворачивала в пальмовые листья фрагменты добытого сегодня далеко в джунглях капара. Она мастерила фонари. Угли от этого "латекса" долго тлеют, давая свет. Таким образом, матсес изготавливают свои собственные традиционные свечи.

Бысо завела со мной разговор. Говорит, хотела бы знать, как выглядит та земля, откуда ты пришёл. Я долго пытался объяснить, как холодно у нас половину года и какой бывает снег. Бысо совсем не понимала, о чем речь. Армандо, который переводил с матсес на испанский, и Хосе, переводивший с испанского на английский, смеялись и говорили, что и они то не могут представить. Тогда я предположил, не видела ли она иней в холодильнике когда-нибудь. Оказалось, что Бысо была в Ангамосе и понимает, о чем я говорю. Тогда я сказал, что таким инеем метровым слоем покрыта вся земля. Бысо заохала и характерно затянула матсесское "ээээээ".

Я сделал несколько снимков Бысо у костра и показал ей. "Бырапацыыыы" - протяжно пропела она, что означает "красиво". Бысо попросила меня непременно вернуться к ним в малоку и привезти фотографии.

Быт матсес весьма простой. Почти все, что нужно для хозяйства, они делают из подручных материалов. Селена пришла к нам с копной лыка. Это кора бальсового дерева. Того самого легкого, из которого здесь делают плоты. А женщины плетут из коры корзины и верёвки.

Армандо запевает свою народную "камбо, камбо, камбо..." Это значит, что пришло время церемонии камбо. Собранный в Буэн Перу токсин готов к употреблению. У Хосе даже уже есть предположение, что он просрочен. Как бы то ни было, Лёша и Таня хотят пройти церемонию.
Угольком лучины прижигается несколько точек на плече. Чем больше точек, тем больше токсина будет нанесено. Стандартно матсес делают две точки. Лёша решает сделать три. На нарушенную кожу наносится жидкий токсин лягушки камбо. Все это через кровь впитывается в организм.
Ребята говорят, яд, похоже, действительно был просрочен. Они почти ничего не почувствовали. Таня говорит, только звуки стали громче.

Дождь льёт как из ведра две ночи подряд. Я жутко вспотел. Кроме того, расстройство живота по-прежнему сильное. Каждое утро матсес дают мне отвар из хлопковых листьев. Надо сказать, очень помогает.
Мои физические кондиции после болезни оставляют желать лучшего, и я решил не подвергать экспедицию риску. После завершения нашего пребывания в малоке, есть возможность отправиться на лодке вниз по течению и вернуться из Ангамоса в Икитос на самолете. Тем более, Таня тоже выступает за этот вариант, она не готова идти несколько дней по джунглям. Таким образом, мы разобьёмся на две группы: одна продолжит пеший поход до Рекены, её будет лидировать Андрей, а мы с Таней вернёмся через Ангамос.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


Previous post Next post
Up