День 5й. Погружение в Амазонию.
4 июня. Икитос
Сегодня свободный день в Икитосе. Неспешно завтракаем, открывая для себя всё новые виды фруктов. Здесь какая то очередная разновидность маракуйи. Гранадиллы здесь меньших размеров, в толстой шкуре и более кислые. Очевидно, это другой фрукт. Ещё на завтрак подают аналог джекфрута по вкусу, внешне все же больше напоминающего ананас.
Утром встречаемся с Хосе, нашим гидом по маршруту и идём с ним в офис, обсудить ещё раз маршрут и сделать последние приготовления. Москитные сетки, резиновые сапоги, провиант - все должно быть рассчитано и подготовлено.
Приветливая симпатичная метиска Кэрол из офиса при нас отзванивается на военную базу, чтобы получить актуальную информацию о прогнозе погоды и рейсе на завтра. Хосе говорит, что в такой сезон примерно каждый пятый рейс в Колонию Ангамос отменяется по погодным условиям. ВПП грунтовая, поэтому в случае дождя посадка опасна, и рейс военные не подтверждают. В сезон дождей и вовсе до половины всех рейсов отменяется. Именно поэтому мы взяли два запасных дня на случай непогоды. Рейсы в Ангамос осуществляются дважды в неделю, по вторникам и четвергам.
Военная база не даёт информации, обещая прогноз в 5 или 6 вечера. Мы уходим в подвешенном состоянии. Андрей говорит, что это нормальная практика. И дело даже не в том, что у латиноамериканцев маньяна, а в том, что погода тут очень непостоянна. Мало смотреть на небо в Икитосе. До Ангамоса почти двести километров, и на таком расстоянии условия там совсем иные. Поэтому военные получают постоянную сводку и прогноз погоды именно там, на самой границе с Бразилией.
В центре Икитоса, на набережной, в одном из шикарных особняков, расположился Музей Амазонских культур.
Андрей Матусовский проводит очередную интереснейшую экскурсию. Это его стихия, страсть, которую мы разделяем и которая привела нас сюда.
Амазония имеет значительное антропологическое разнообразие. В одной только долине Жавари расселено около 20 племён. Причём с бразильской стороны здесь опять-таки обитает сразу несколько неконтактных групп. Одной из таких групп является корубо, населяющие глухую сельву в районе городка Летисия. Андрей говорит, что однажды пытался организовать туда научную экспедицию, но все его усилия были сведены на нет. Несмотря на некоторые вложения в разведывательные проекты, контакт на месте не смог подтвердить возможность отправиться в заданном направлении.
Другое изолированное племя прячется на границе Перу и Бразилии, к югу от Амазонки. Это небезызвестные Машко Пиро, стрелявшие из луков в пролетавший над ними самолет с учёным-этнологом.
В Амазонии огромное количество культур, практикующих как свои уникальные традиции, так и те, что распространены среди племён в других частях света.
Множество разговоров вызывают практики каннибализма, которые были тут распространены совсем недавно. Андрей рассказывает историю, которую он услышал в племени матсес, том самом, куда мы организовали нашу экспедицию. Индеец лет шестидесяти рассказал ему, что на похоронной церемонии своего отца он съел голень умершего. Такой вариант каннибализма, когда съедению подвергается плоть умершего члена того же племени или группы, называется эндоканнибализм. Такой каннибализм был распространён сразу в нескольких частях Амазонии, включая регион пограничья современного Перу и Бразилии (племена матсес, матис, марубо).
Другой случай поедания себе подобных - экзоканнибализм, направленный на съедение врагов, представителей других племён. Такую агрессивную воинственную политику проводили ряд племён бассейна реки Ориноко на севере континента. Так, например, в племени яномамо в Венесуэле было принято сжигать врагов, а пепел съедать.
Ещё более странной, и по сути своей уникальной, является традиция племени ачуар, относящихся к группе хибаро. Та самая история, где хибаро уменьшали и высушивали головы врагов, сохраняя черты лица. По поверьям, это также должно было привести к овладению душой (силой) врага.
Ачуар, как и ваорани в Эквадоре, практикуют духовые трубки для охоты. Длина трубок у ачуар достигает трёх метров и веса около трёх килограммов. Тонкие дротики запускаются при помощи пыжей, изготавливаемых, например, из волокон красного фрукта пунган. Сам дротик намазывается ядом кураре, а на дротике делается специальная засечка при помощи висящего тут же на колчане ножа из плавниковой кости какой то местной рыбины. Эта засечка мешает обезьяне или другой жертве удалить из тела дротик и при первой же попытке приводит к его надлому.
Само название кураре является собирательным и применяется к разного рода ядам, используемым индейскими охотниками для отравливания стрел и дротиков. Такой яд может приготавливаться из кореньев, семян специальных растений или выделений специальных желёз на коже земноводных.
Интересны луки, которые используют амазонские племена. Они почти у всех плоские, с плетёной тетивой. Андрей говорит, что луки делают из персиковой пальмы. Это очень прочное дерево.
Культовым практически для всех племён является ягуар. Это животное одновременно вселяет страх и уважение. Индейцы боятся ягуара и поклоняются ему. Кроме того, в ряде культур, например, племя урубо в дельте реки Амазонки, ожерелье из зубов ягуара свидетельствует о наличии высокого социального статуса его обладателя.
Другим культовым направлением, вызывающим огромный интерес, как среди исследователей, так и среди туристов, являются практики употребления галлюциногенных веществ, таких как аяваска или Сан Педро. Свои, абсолютно иные способы "достижения нирваны" практикуют, например, матсес, получая токсин из ядовитых лягушек, или тикуна и яномамо в Венесуэле, изготавливая их традиционный йоппо из семян акациевидного дерева.
Перуанские шипибо, находясь в состоянии транса под аяваской, впоследствии зарисовывают все свои "потусторонние" видения на текстиле, выполняя знаменитые ткацкие изделия.
Таня, прежде чем присоединиться к нашей экспедиции, успела побывать у шамана Шипибо недалеко от Икитоса и сделать церемониальное употребление аяваски. Говорит, очень понравилось. Какие то нереальные геометрические видения, невероятно яркие, несуществующие, цвета и звуки и ощущения нахождения между жизнью и смертью. Таня делала аяваску в третий раз. Говорит, аяваска лечит душу и помогает найти ответы на важные вопросы.
Индейцы также верят, что все болезни тела от болезней души, поэтому к шаману на церемонию идут, когда есть проблема. Если проблема настолько сильна, что излечение души не может вернуть здоровье телу, значит, пора идти к врачу.
Целый район Икитоса, вплотную примыкающий к реке и уходящий далеко в воду - Белен, и далее по течению - Белен Баха (Нижний Белен). Мы снимаем лодку на рынке за 30 солей и едем смотреть, как живет простой люд.
Ещё на подходе к лодке стоит смрад от сливаемых сюда нечистот. С удалением от берега, если запах и ослабевает, то незначительно.
Дома не стоят на сваях, а плавают на воде, привязанные к сваям, чтобы не уплыли. В сезон дождей уровень воды поднимается метров на 5-7, судя по высоте электрических проводов. Плавучая деревня очень напоминает Tonle Sap floating village в Камбодже, хотя в последней собственно плавают только сараи, а сами дома как раз стоят на сваях.
Здесь, как и в Камбодже, дети плавают в корытах и приветствуют редких туристов.
Наш проводник Карлос держит на рынке лавку с разными зельями и подрабатывает хелпером с лодками, обменом валюты и всем попало. Говорит, туристов мало, месячный заработок составляет 200-300 солей, то есть меньше 100 долларов.
Рынок весьма интересен сам по себе. Лёша сравнивает его с Меркадо в Аддисе. Царство запахов в секции со специями, мясном и большом рыбном отделе. Рыба здесь в любом виде и на любой вкус. Лёша купил какого то шипастого варёного сомика и тут же съел. Говорит, так себе.
Цены на рынке на все высокие. Вероятно, нам, гринго, называют трехкратный ценник. Не думаю, что для местных пачка папирос , скрученных тут же, стоит 3 доллара, а курительная трубка 20 с лишним.
Много экзотических товаров. Те же фрукты или прессованный какао. Короткая колбаска из какао-бобов, слепленная руками индейцев, пахнет невероятно вкусно. Купил домой в качестве сувенира. Если не сорвусь и не съем после джунглей :)
После обеда сортируем все свои вещи. Ограничение по весу в военном самолёте - не более 12 килограммов. В джунгли берём самое необходимое. У меня самого необходимого получается слишком много: подарки, медикаменты... Если в большом рюкзаке два футбольных мяча растворялись, то в маленькой 40-литровой сумке занимают слишком много места. Несмотря на то, что я ещё из Москвы рассортировал вещи по разным пакетам - те, что с собой в джунгли и те что для городов - еле-еле все влезло в сумку и фото-рюкзак. Самое объемное одеваю на себя: резиновые сапоги и куртку, фотокамеру с телеобъективом. Тяжёлые пауэрбанки распихаю по карманам.
Открыли для себя пару неплохих мест в Икитосе. В одном недорогой и вкусный севиче, лимонад и персиково-молочный шейк. В другом среди ночи удалось обменять cто баксов на соли по столичному курсу, хотя говорили, что "пелегроссо".
До ужина нет информации о завтрашнем вылете. Наконец получаю сообщение по вотсапу, что Хосе приедет за нами в 7:30 утра. По последней информации с военной базы, вылет должен быть окончательно подтверждён утром. Карлос сегодня тоже сказал нам, что должны улететь, погоды сейчас стоят хорошие.
Поднимаем бокалы за хорошую новость и верим в лучшее. Таня почему то даже не сомневается, что мы улетим завтра.
Уже в отеле мне приходит очередное сообщение, что на военном аэродроме надо быть раньше, выезд из отеля запланирован на 6:15. Просят быть готовыми. Всех бужу и сообщаю, что едем рано, вероятно, до завтрака.
Допоздна разбираюсь с делами, пока есть интернет, и пишу заметки. Завтра рано вставать, спать осталось совсем мало...
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.