В «Науке логики» Гегеля чистое бытие в конечном итоге приходит к абсолютной идее, которая возвращаясь к началу, к чистому бытию, продолжает своё бесконечное движение. Как писал Аристотель, бесконечным может быть лишь движение по кругу.
А что, если мы попробуем рассмотреть движение в обратном направлении, от абсолютной идеи к чистому бытию? Каков будет обратный переход?
Во первых, раз чистое бытие есть и оно таково, что мы ничего не можем более о нём сказать, то значит оно было и до того, а раз так, то оно изменялось и было другим, иначе если оно всегда было неизменным, то оно и должно остаться неизменным и движения дальше не будет.
Во вторых, раз чистое бытие самое простое, что есть, значит внутри оно единое и целое, т.е. сложное внутри, делимое, исчислимое и измеримое, иначе некуда будет двигаться.
В третьих, раз мы берём его изначально как целое и единое и никак иначе, то рассмотреть мы его можем только в изменении, т.е. в нём есть уже и чистое бытие и чистое ничто, но другие, и разворачивание этой конструкции идёт в том же порядке, что и в «Науке логики» от чистого бытия и чистого ничто к результату.
Таким образом, если мы хотим рассмотреть обратное движение, мы должны взять абсолютную идею и двигаться к чистому бытию, или говоря иначе, взять готовый результат и двигаться к началу. В принципе так часто и происходит в науке, когда мы рассматриваем некоторую теорию, и последовательно имея предполагаемую сущность движемся к готовому результату, который сравниваем с результатами исследований. В реальности будут два разнонаправленных движения в одном, но оба от чистого бытия к результату, ведь если мы берём результат как готовый результат (как абсолютную идею), то мы всё равно берём его как чистое бытие, о котором изначально ничего нельзя сказать кроме того, что оно есть.