О “Золотом петушке” в Мариинском-2

Dec 21, 2014 01:50


Обычно перед Новым годом мы ходим в Мариинский театр: смотрели новогоднего “Щелкунчика”, слушали концертную “Царскую невесту”, театрального “Макбета”. В этом году, решив совместить приятное с неизвестным, купили билеты на премьеру “Золотого петушка”.




Периодически после приобретения билетов заходила на сайт Мариинки: посмотреть, не появилось ли что нового о премьере. Хотя бы состава исполнителей, готовящих партии. В один из дней состав исполнителей по-прежнему отсутствовал, но повесили краткое содержание. Скользнул глаз по последней фразе: “А за его спиной - толпа народа вокруг башни. Но на башне нет ни часового, ни петушка, ни царя…”

B ниже:

“Мировая премьера: 24 сентября 1909 года, Русская частная опера С. Зимина, Москва.
Премьера в Мариинском театре: 14 февраля 1919 года”.

И понеслось…


Пророческая опера, получается, эпохального масштаба, так сказать. Ни тебе часового, ни петушка, ни царя. С Додоном всё понятно - Николай II. С Шемаханской царицей тоже - А.Ф. Кто остаются, Звездочёт и Петушок? Звездочёт - Столыпин? Ну да, грохнули же его всё-таки. И даже можно сказать, что при косвенном содействии, то есть преступном бездействии царя. Петушок - Ленин? Точно: покаркивал периодически, а потом клюнул царя так, что тот преставился. А вместе с ним и часовой, и вся империя.

Следующий вопрос: связь между Звездочётом и Петушком. Кто выпустил Ленина? Ну уж точно не Столыпин. А, да, вспоминается: Чернышевский разбудил революцию. Может быть, Звездочёт - это Николай Гаврилович? Его, конечно, никто не убивал, но царская каторга в его переправлении на тот свет свою роль, безусловно, сыграла.

“Переодевшись и переодев Додона в восточные одежды (он стал покорен, как раб!), вместе с остатками додонова войска и со своей свитой, в которой собраны разные чудища, царица направляется в столицу”.

Свита прекрасно возглавляется Распутиным, но и другого сброда туда можно подсобирать: предостаточно его вилось при императорском дворе.

Концептуальная, многослойная опера получается, как ни крути.

P.S. Впрочем, надеюсь, подобного моему полуночному бреда Анне Матисон в голову не приходило: помнится, её “Сатисфакция” меня удовлетворила.

Римский-Корсаков, Золотой петушок, Мариинский-2, театр, опера

Previous post Next post
Up