“Дон Жуан” в Teatro alla Scala. 7 декабря 2011

Dec 09, 2011 00:36




Большинство в этой теме уже побывало, и я, как всегда, плетусь в конце, мужественно пытаясь защищать свою непопулярную среди знатоков точку зрения.

Собственно, говоря об опере, хотелось бы разделить музыкальную и постановочную части.

Обращаясь к первой, в целом всё было замечательно. Начали несколько несобранно и расхлябанно, но быстро - мне показалось, минут через десять-пятнадцать - пришли в себя. Дальше не знаю, кто там что услышал, но общий уровень исполнения меня поразил своей достойностью каждого из исполнителей (при практической равноправности всех партий, кроме, разве что, самого Дон Жуана и, возможно, Донны Эльвиры абсолютно не создавалось впечатления, что кто-то из исполнителей попал на сцену случайно, из другого, что ли, мира. Сегодня мне такие случаи представляются крайне редкими в оперном мире, и это - безусловное достоинство).

Не берусь судить о музыкальной аутентичности, но с моими представлениями о музыке Моцарта то, что я услышала, вполне совпало: это были действительно Моцарт и действительно “Дон Жуан”.

Немного об исполнителях. Петер Маттеи (Peter Mattei), по-моему, великолепный Дон Жуан, поразительно меняющий манеру исполнения, способный быть и нежным и соблазнительным (его серенада меня просто покорила, она была дивной, и я даже не предполагала, что так может петь баритон), и напористым и страстным. И чувствует он себя совершенно свободно и внизу, и наверху, и в середине. Очень очарователен в юмористических сценах.

Брин Терфель (Bryn Terfel), мне показалось, всё-таки был очень напряжён, и первые полчаса я совершенно не могла воспринимать его в качестве Лепорелло. Но через полчаса он стал мне симпатичен и казался органичным, хотя, впрочем, некоторая напряжённость в голосе не исчезла. В целом - прилично.

Барбара Фриттоли в партии Донны Эльвиры, в целом, была хороша, однако речитативы и нижний регистр мне услышались несколько сдавленными и недостаточно свободными, как и всё в её первом выходе. Во втором акте она звучала замечательно, особенно наверху.

Анна Прохазка (Anna Prohaska) была мне до сих пор совершенно неизвестна, но Церлина в её исполнении меня тоже покорила, прежде всего, живостью и эмоциональностью голоса.

Штефан Кочан (Stefan Kocan), по-моему, хорошо попал в свою партию.

Джузеппе Фильянотти - вполне приличный тенор, спел всё на уровне. Не могу сказать, что он меня покорил, но звучал достойно: без надрывов и часто встречающейся у теноров ужасно меня раздражающей гнусавости в стремлении звучать мягко, нежно и трогательно.

Про Нетребко - разговор особый. Точнее, мне кажется, давно уже нет никакого разговора: вся публика делится на два лагеря, один из которых страстно её хвалит, другой - столь же страстно ругает. И в том, и в другом лагере есть люди, мнение которых чего-нибудь да стоит, и поэтому говорить о том, что одни правее, чем другие, совершенно бессмысленно. Я принадлежу к той группе, которая ею восхищается.

Да, возможно, вчера где-то не совсем хватало лёгкости и подвижности голоса, где-то хотелось побольше нюансов с громкостью, но в целом Crudele мне всё равно очень понравилась. И колоссальный объём звучания её голоса меня всё равно очаровывает каждый раз. И потом - от неё исходят такие флюиды, ощущаемые даже через киношный экран, что не ощущать их просто невозможно. И я не понимаю, почему это часто ставится в упрёк: если певица обладает такой внутренней энергией, что способна захватывать совершенно разные по составу и возрасту залы, то это замечательно. Это совершенно удивительное и крайне-крайне редкое качество у представителей исполнительских профессий. А вместе с тем - очень нужное публике. Я, по крайней мере, лично знаю нескольких человек, которые благодаря Анне Нетребко вообще начали слушать оперу, и не только с ней.

Командор был хорошим грозным каменным Командором.

Ровность состава нашла отражение в том, что удивительно звучали ансамбли, что для оперы Моцарта - просто необходимое качество, и если бы они пропали, пропала бы половина оперы, а может быть, развалилась бы и другая.

C постановкой всё не столь однозначно. Скажем так: до момента появления Донны Анны, Донны Эльвиры и Дона Оттавио в маскарадных костюмах и масках мне однозначно не нравилось, что время действия перенесено неизвестно куда и с современными костюмами (несмотря на то, что фрагменты с отражением зрительного зала, с занавесами понравились). После появления костюмов, соответствующих эпохе Дон Жуана и доминирования в них красного я вполне вписалась в происходящее на сцене, и мне стало нравиться. Два последних акта в этом смысле для меня прошли свободно и не напрягали.

В драматическом плане вчера все выдали очень приличную игру, за исключением, может быть, Джузеппе Фильянотти, который таскался за своей возлюбленной нудно и невыразительно. Ещё скажу, что появление на сцене полуобнажённых и одного обнажённого тела меня именно вчера именно в “Дон Жуане” совершенно не смутило: в этой опере то, что я увидела, воспринималось мной как нечто органичное, нераздражающее, ненавязчивое и невызывающее.

В общем и целом, я уже второй день пребываю в приподнятом настроении - мне это чертовски понравилось!

giuseppe filianoti, bryn terfel, Дон Жуан, barbara frittoli, anna prohaska, peter mattei, teatro alla scala, анна нетребко, anna netrebko, музыка, опера, don giovanni

Previous post Next post
Up