Чтение - не дело техники

Feb 03, 2016 21:25


Впервые встречаю в разговоре о проблемах образования не демагогический истерёж на тему «пришел Ливанов и всё разрушил» и «ЕГЭ превращает людей в идиотов», а глубокий анализ механизмов и понятное установление причинно-следственных связей, которые очень похожи на истину, развенчивают миф о том, что все поломали в последние 10 лет, и, увы, не добавляют оптимизма.

Выступление нужно слушать обязательно всем, особенно тем, чьи дети-внуки учатся в школе, и жизненно необходимо тем, чьи дети только собираются туда пойти.

Я не расскажу лучше, чем Людмила Аполлоновна Ясюкова (см.видео), но не могу не поделиться ошарашившим меня своей ясностью ответом на давно и безуспешно мучающий всех вопрос о том, почему дети не читают.


Действительно, почему? Почему они ничем не интересуются, ничего ни по какой теме не читают дополнительно, не любят художественной литературы?

Я тоже давно пытаюсь ответить, и меня не удовлетворяют банальные и самые распространенные объяснения, что виной всему смартфоны и интернет.

Дело, оказывается, в том, что читать дети просто не умеют: их в школе не научили. Навыком осмысленного чтения обладает около 30% старшеклассников.

При современных программах обучения чтению в начальной школе читать и писать грамотно дети не будут НИКОГДА. Потому что они основаны на развитии фонематического слуха прежде зрительного восприятия, и звук в них первичен по отношению к написанию. И появились эти программы не благодаря господину Ливанову, а вследствие многолетних усилий очередного советского(!) Лысенко от педагогики - господина Эльконина.

«Фонемный анализ не служит исключительно практической цели - выделению фонемы и связыванию ее с буквой, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать»… «Тем самым выделяется особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка. Это задача широко познавательная, и такой предварительный курс имеет значение не только для обучения чтению, но и для всего последующего изучения родного языка - для усвоения грамматики, поэтического языка, синтаксиса». (Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64 с.).

Иначе как мракобесом я человека, такое написавшего, назвать не могу. Потому что, во-первых, следуя Эльконину, чтение - это «воссоздание звуковой формы слова», что просто бред, а во-вторых, потому что из этого утверждения следует вывод о том, что глухие и глухонемые люди читать не могут в принципе. И как, интересно мне, фонемный анализ может способствовать усвоению синтаксиса? Я всю жизнь думала, что синтаксис - атрибут письменной речи.

Проблемы фонетического букваря (родители и бабушки младших школьников, думаю, в полной мере знакомы с фонетическими кошмарами буквенной записи звуков, твердостью-мягкостью, звонкостью-глухостью и йотированными гласными) проявились на сразу, потому что в 1980-х в школу шли преимущественно читающие дети, а в 1990-х родители были заняты добыванием хлеба насущного, читать детей до школы не учили, и появились первые поколения, как лакмусовая бумажка, отразившие все недостатки обучения чтению «от звука». Спаслись и продолжают спасаться те, кто бегло читает до школы и с кем уже в школе много занимаются родители, интуитивно и по привычке утягивая при обучении чтению в «зрительную» зону.

Чтение - это, прежде всего, понимание и одна из важных ступеней к развитию мышления. Озвучивание (еще один кошмар начальной школы - это чтение вслух) и чтение (т.е. понимание) - два параллельных и не только не связанных, но в большинстве случаев мешающих друг другу процесса. По крайней мере, на этапе обучения - точно мешающих.

С чего удивляться потом, что не понимают, пишут, как слышат, и не умеют думать?

(И вообще, как попутно выяснилось, умением думать владеет в лучшем случае 20% взрослого населения).

Самое плохое, что доминантность звука по отношению к букве, сформированная на стадии обучения чтению, насколько я поняла, практически не поддается коррекции. То есть переучить невозможно.

Выход лично я, если не вернут программы, ориентированные на зрительно-логическое восприятие, вижу только один: учить детей свободно читать ДО школы. (Если навык чтения устойчиво не закреплен, то фанатичный фонетизм начальной школы может его разрушить).

И считать - тоже ДО.

И развитие интеллекта младших школьников в условиях катастрофического приоритета наглядно-образного мышления (которое является ведущим у детей дошкольного возраста!) в существующих программах начальной школы - целиком и полностью задача и ответственность РОДИТЕЛЕЙ.

Горе-педагогам-психологам, насочинявшим и навнедрявшим эти программы (не реализующим поневоле, а насочинявшим!), доверять нельзя: из них более 70% обладают мышлением уровня 5-8-летнего ребенка (и это не специфическая российская проблема - во всем мире!)

image Click to view

Эльконин, Ясюкова, начальная школа, образование

Previous post Next post
Up