Grissom Gang, The \ Банда Гриссомов (1971)

Jun 05, 2008 13:48

режиссер Robert Aldrich
в ролях Kim Darby, Scott Wilson, Tony Musante, Robert Lansing, Connie Stevens, Irene Dailey

Есть ли в России человек, не читавший хотя бы одной книжки Рене Брабазона Рэймонда известного больше под псевдонимом Джеймс Хэдли Чейз? Его книги попадали к читателю еще в советские времена, немногие официальными путями через публикации в периферийных журналах и большинство самиздатовскими тропами. Могу предположить, что число машинописных копий романов Чейза ходило по стране больше чем распечаток Солжа и читались они не в пример увлекательней. Поэтому советский читатель приобщился к мировому трэшу намного раньше, чем несокрушимый железный занавес окончательно заржавел и был продан на металлолом, позволив тоннам печатного западного мусора вытеснить с прилавком другие тонны макулатуры из ушедшей советской эпохи.
Чейз постигал Америку при помощи энциклопедий, словарей сленга и справочников автомобильных дорог страны. Для того, чтобы писать о, не обязательно бывать в, поэтому за всю свою долгую жизнь писатель посетил США всего лишь дважды - он пробыл неделю в Майами и неделю в Нью-Орлеане. Тем не менее, все его романы посвящены исключительно этой стране и в основном ее глубинке. Уверен, что Чейз пересмотрел множество американских нуаров и криминальных «бэшек», поскольку его романы представляют собой незамутненный перенос киношных архетипов в дешевую «палп фикшн» (хотя обычно все бывает наоборот).
Олдрич взялся за экранизацию Чейза в момент, когда банкротство созданной на волне коммерческого успеха «Грязной дюжины» собственной кинокомпании стало делом ближайших дней. Как я понимаю, финансовый кризис вынудил принять его решение не использовать в картине звезд и в основном здесь участвуют актеры второго эшелона, из которых я могу уверенно опознать лишь Мэтта Кларка. Это решение пусть и вынужденное оказалось весьма удачным, поскольку малоизвестные актеры не позволяют ассоциациям увести зрителя в сторону от сюжета фильма.
Олдрич понимает, что снимает трэш, но он подает его нам с подчеркнуто серьезным видом, позволяя себе иронию только лишь в виде дурашливого музыкального сопровождения и совершенно замечательного в своем издевательстве монтажа (сцена, в которой безумный Слим (Скотт Уиллсон) режет своего брата Эдди (Тони Мусанте) под синхронные вскрики заложницы просто чудесна). Олдрич с первых кадров внушает зрителю чувство тревоги уже начальными титрами, навязчивыми и раздражающими, они тянутся и тянутся, залепляя зрителю обзор, в то время как мы можем слышать разговор гангстеров задумавших организовать ограбление дочери миллионера (Ким Дарби).
Сама жертва в разрез с принятыми условностями совсем не красавица и больше напоминает повзрослевшую Линду Блэр в той альтернативной реальности, где она отказалась от спиртного и наркоты. Ее похищает одна банда, а держит в заложниках другая. Банда Гриссомов скопирована Чейзом с банды Ма Бейкер, но выглядит так, что ее вполне приняли бы за своих и родственники Leatherface. Олдрич заставляет сюжет развиваться так, что все полицейское расследование долгое время остается где-то настолько далеко за кадром, и когда копы и примкнувший к ним частный сыщик, наконец, начинают проявлять себя, то вызывают у зрителей столь же большое изумление, как и у членов банды, в своей мегаломании совершенно забывших об их существовании.
К финалу неторопливое повествование о жизни заложницы среди маловменяемых людей взрывается в кровавом и жестоком финале, где счет человеческим жизням идет на десятки, а «стокгольмский синдром» проявляет себя уже в полной мере.
Этот фильм не спас Олдрича от разорения, но мне вполне понравился. В любом случае эта картина доказывает, что смотреть Чейза всегда лучше, чем его читать.



movies

Previous post Next post
Up