Американская космическая гонка. Часть 12. Вып 3

Aug 19, 2015 02:08


[прошлые выпуски] Американская космическая гонка
Американская космическая гонка. Часть 2
Американская космическая гонка. Часть 3
Американская космическая гонка. Часть 4
Американская космическая гонка. Часть 5
Американская космическая гонка. Часть 6
Американская космическая гонка. Часть 7
Американская космическая гонка. Часть 8
Американская космическая гонка. Часть 9
Американская космическая гонка. Часть 10
Американская космическая гонка. Часть 11
Американская космическая гонка. Часть 12. Вып 1
Американская космическая гонка. Часть 12. Вып 2


Во второй день перед астронавтами стояла задача добраться до фронта Апеннин, подняться немного в гору и сделать там по возможности три геологические остановки. На снимке: Панорама Монс Хадли (слева) и Монс Хадли Дельта (справа)



Выйдя из «Лунного Ровера», астронавты обнаружили, что находятся на склоне крутизной от 8° до 10°. Здесь они собрали большое количество камней. На снимке: Дэвид Скотт работает на склоне горы Хэдли Дельта



Внимание астронавтов привлек большой валун зеленоватого цвета. При приближении огромный камень, действительно, оказался зелёным, и это была брекчия. На снимке: Дж. Ирвин держит «Лунный Ровер» у «Зелёного валуна»



Примерно через пятнадцать минут после остановки в кратере Шпора астронавты заметили камень размером примерно 10 сантиметров, который, как на пьедестале, лежал на куске брекчии и ярко сверкал на солнце.На снимке: Камень Бытия на своём пьедестале



Это был кусок кристаллической породы, целиком состоящий из минерала плагиоклаза, и он очень отличался от брекчий и базальтов, которые они собирали до сих пор. Образец назвали Камнем Бытия. На снимке: Пьедестал Камня Бытия



Его возраст был оценён специалистами на Земле примерно в 4,1 миллиарда лет. Значимость этой находки была огромной. На снимке: Камень Бытия в лаборатории на Земле



Отсюда Скотт и Ирвин направились вниз, в направлении лунного модуля, но по пути им ещё предстояло сделать остановку у кратера Дюна. На снимке: Валун у кратера Дюна. На заднем плане - северо-западный склон горы Хэдли



Возвратившись к лунному модулю, астронавты выгрузили собранные образцы. Вторая поездка по Луне продолжалась 3 часа 58 минут. На снимке: Возвращение к Лунному модулю



Ирвин доложил Земле: «Мы выбрали место с горой Хэдли Дельта на заднем плане. Я воткнул флагшток в грунт и стукнул по нему молотком пару раз, так что несколько миллионов лет он точно простоит». На снимке: Джеймс Ирвин приветствует американский флаг



Вернувшись к лунному модулю, астронавты, по просьбе Хьюстона, установили на месте посадки «Аполлона-15» флаг США. На снимке: Дэвид Скотт приветствует американский флаг



На третий день через 3 с половиной часа после пробуждения Скотт спустился на лунную поверхность, и уже через 2 минуты к нему присоединился Ирвин. На снимке: Лунный Модуль



Два километра до каньона Скотт и Ирвин могли преодолеть минут за 10-15. На снимке: Дэвид Скотт и «Лунный Ровер» на краю каньона Хэдли Рилл. На заднем плане - гора Хэдли Дельта



Чем ближе подъезжали астронавты к краю каньона, тем больше возрастали количество и размеры валунов. На снимке: Валуны на краю каньона Хэдли Рилл (Station 9a). Вдали видна гора Хэдли Дельта



Затем астронавты приступили к сбору геологических образцов. Скотт молотком отколол несколько кусков от двух валунов. На снимке: Дэвид Скотт собирает образцы лунной породы у валуна на краю каньона Хэдли Рилл



Кратер, у которого они остановились, был довольно необычным. Он был весь усыпан камнями, которые на поверку оказались большими и довольно рыхлыми комками спёкшейся реголитовой брекчии. На снимке: Небольшой кратер на западной стене каньона



Скотту приглянулся довольно большой камень, который нельзя было поднять щипцами. Этот камень весом 9,6 кг впоследствии стал известен, как «Великий Скотт». На снимке: «Великий Скотт» на лунной поверхности



Дальше астронавтам нужно было проехать несколько сотен метров на север вдоль края каньона и сделать ещё одну очень короткую остановку только для фотографирования, чтобы у специалистов была стереокартина противоположной стены Борозды Хэдли



Ирвин отснял панораму окрестностей, а Скотт сделал 68 снимков камерой с 500-мм объективом. На снимке: Дэвид Скотт направляется к краю каньона Хэдли Рилл на последней остановке



Затем они вернулись к Лунному Модулю



Пришло время поставить «Лунный Ровер» на место его последней стоянки. Скотт загнал «Ровер» в лучшее место, откуда телевизионная аудитория со всего мира могла наблюдать запуск ЛМ, передаваемый телекамерой



Скотт воткнул в лунный грунт небольшую табличку с именами четырнадцати погибших советских космонавтов и американских астронавтов. Перед ней он положил маленькую алюминиевую фигурку Павшего Астронавта. Этот символический ритуал все члены экипажа задумывали, как глубоко личную церемонию, она не была заранее согласована с руководством НАСА



В момент, когда после старта с Земли прошёл 171 час 37 минут 16 секунд, Дэвид Скотт нажал кнопку разделения ступеней и запустил двигатель. На снимке: Последняя фотография, сделанная на лунной поверхности



Те, кто наблюдал за стартом с Луны по телевидению, увидели, что через считанные мгновения «Фалкон» скрылся из виду. В кадре осталась только посадочная ступень на своих четырёх опорах



Никаких столбов пламени, как при старте ракеты с Земли, не было. В безвоздушном пространстве Луны раскалённые газы, вырывавшиеся из сопла двигателя, были невидимыми



На завершающей стадии сближения Скотт тремя манёврами торможения погасил скорость «Фалкона» относительно «Индевора» с 7,6 м/с до 1,5 м/с. На снимке: Л.М. идет на стыковку



В это время Ирвин и Уорден интенсивно снимали сближающиеся корабли на фото- и киноплёнку, а Уорден ещё и показывал процесс стыковки в прямом эфире по телевидению.. На снимке: стыковка ЛМ



Уорден совершил манёвр медленного переворота «Индевора», чтобы Скотт и Ирвин смогли осмотреть и сфотографировать отсек научных приборов. На снимке: «Индевор» перед стыковкой. Виден открытый модуль научных приборов



Крупным планом КСМ над морем Изобилия



Стыковка состоялась через 1 час 59 минут после взлёта «Фалкона» с Луны, скорость сближения в момент стыковки составила 0,03 м/с. На снимке: Л.М. заходит на стыковку



На следующий день Хьюстон попросил астронавтов сделать акцент на съёмке областей вблизи терминатора, где детали местности выглядели особенно рельефно. На снимке: Архимед Кратер в сумерках лунного терминатора



Лунные пейзажи



Перед тем, как покинуть окололунную орбиту, астронавты должны были ещё запустить из модуля научных приборов небольшой искусственный спутник Луны, предназначенный для измерения её магнитного и гравитационного полей и плотности и энергии заряженных частиц



«Аполлон-15» перешёл на траекторию полёта к Земле. Всего через несколько минут после этого корабль был развёрнут на 180°, носом к Луне, соплом двигателя вперёд, в сторону движения, чтобы астронавты могли фотографировать удаляющийся спутник Земли



Помимо фотографирования лунной поверхности, астронавты продолжили эксперименты с использованием оборудования модуля научных приборов, чтобы учёные позже смогли сравнить результаты с данными, которые были получены на окололунной орбите.



Диск удаляющейся Луны сквозь 500-мм телеобъектив



Ближе к концу миссии «Аполлона-15» Земля со стороны Луны выглядела, как очень узкий серп, а Луна, видимая с Земли, наоборот, приближалась к фазе полнолуния



На 11-й день полёта, 5 августа, астронавты начали готовиться к первому в истории выходу в открытый космос в межпланетном пространстве, который должен был совершить Альфред Уорден. На снимке: Альфред Уорден во время выхода в космос



Место посадки находилось в 530 километрах от Пёрл Харбора. На снимке. «Аполлон-15» во время приводнения



7 августа 1971 года «Индевор» приводнился на скорости 35,1 км/час, вместо штатных 30,7 км/час из-за одного поврежденного парашюта. Никаких повреждений не было. На снимке: «Аполлон-15» перед приводнением



Через 40 минут после приводнения астронавты были доставлены на борт находившегося неподалёку вертолётоносца «Окинава». Ещё через час туда же доставили и «Индевор». На снимке: Командный модуль «Индевор» на борту вертолётоносца «Окинава»




космонавтика, США, история, фото

Previous post Next post
Up