К середине 60-х, научная фантастика классического образца окончательно сдохла, а фэнтэзи еще не зацвела ядовитыми цветами. Фантастика оставалась маргинальным жанром, чья жизнь теплилась в гетто специализированных журналов и издательств. Сбережения "золотого века" уже были истрачены до дна, но тут на счастье будущим читателям грохнул ядерный взрыв "новой волны". Как и все более-менее стоящее, "волна" пришла на американское побережье со старого континента, а точнее - из Британии.
"Рассерженные" молодые авторы атаковали замшелый, полуразвалившийся замок традиционной фантастики. Для фантастики, как и остальной литературы, не должно оставаться запретных тем, никаких "табу" и вот мужчины в произведениях "нововолнистов" обрели х.. (до этого они напоминали кевинсмитовского Метатрона), вопросы и проблемы религии перестали быть объектами умолчания, стиль стал не менее важным, чем фантастическая идея, заключенная в сюжете, а экспансия воображения в далекие просторы космоса, сменилась не менее увлекательным погружением в глубины "Inner space", пространства человеческого сознания. Британская "волна" дала выдающиеся образцы, при обсуждении которых уже не надо было делать скидок на жанр. Не удивительно, что достигнув Америки, она нашла там подготовленную почву. Эллисон, Дилани, Фармер, Диш, Желязны - все они ошеломили новизной читателей и собирали один урожай премий за другим. Роман "Творец снов" тоже относится к этому направлению.
Чарльз Рендер - Ваятель, психиатр высшего класса, при помощи невероятно сложного прибора погружается в подсознание своих пациентов, где пользуясь архетипами по методу Юнга, пытается излечить больных от разнообразных неврозов. Он является одним из лучших специалистов и считает себя равным Б-гу, ведь он такой же демиург и так же может творить любые миры. Если, как говорит мудрость, человек - это целая Вселенная, то такое сравнение кажется ему вполне уместным. Проблемы возникают, когда к нему на прием записывается очередной клиент, сам психиатр по образованию. Эйлин Шеллот, слепа от рождения, она страстно хочет постичь мир, укрытый от нее слепотой. Плюс к этому, она сама стремится стать Ваятелем. Уговорив Рендера на серию сеансов, она позволяет ему заняться творением мира: Рендер, испытывающий влечение к пациенке, пытается создать весь земной мир в его многообразии: он позволяет ей увидеть множество вещей, животных, предметов, все то, что до этого она знала лишь на ощупь. Но в Ваянии всегда существовала опасность, что при погружении сознание врача может поглотить более сильный в плане одержания разум. Поэтому категорически запрещено применять подобный метод лечения, к примеру, к больным паранойей. Рендер вязнет, словно муха в янтаре, в сознании одержимой слепой, и его будущее теперь в руках других врачей.
Очень стильное произведение, в котором нет ни одного лишнего слова. Произведение настолько мощное, что его не может испортить традиционно слабый перевод. Писатель сам кажется Ваятелем, властвующим над читающим до самом финальной строчки.